______________________________________________________________________________
Подвеска автомобилей ГАЗ-53 выполнена на
продольных полуэллиптических рессорах. В передней подвеске (рис.1)
установлены телескопические амортизаторы. Задняя подвеска имеет
дополнительные рессоры (рис.2).
Рессоры закреплены на раме на кронштейнах с резиновыми подушками.
Концы подрессорников опираются на резиновые опоры, вложенные и
закрепленные болтом в гнездах кронштейнов на раме. Прогибы рессор
ограничивают резиновые буфера.
Гидравлические амортизаторы подвески ГАЗ-53 - телескопического типа
двустороннего действия. Для удобства обслуживания и ремонта
конструкция их выполнена разборной. В качестве рабочей жидкости в
амортизаторе применяют масло в количестве 405 — 415см3.
Рис.1. Передняя подвеска ГАЗ-53
1-болт крышки, 2-передняя крышка, 3-нижняя подушка, 4-упорная
подушка, 5-верхняя подушка, 6-передний кронштейн, 7-накладка
рессоры, 8-рессора в сборе, 9-гайка центрового болта, 10-вкладыш,
11-буфер, 12-верхний палец амортизатора, 13-накладка рессоры,
14-стремянка, 15-задний кронштейн, 16-верхняя задняя чашка,
17-нижняя задняя чашка, 18-задняя крышка, 19-амортизатор, 20-гайка
пальца амортизатора, 21, 23-шайбы, 22-резиновые втулки, 24-нижний
палец амортизатора, 25- гайка стремянки, 26-центровой болт,
27-нижняя передняя чашка, 28-верхняя передняя чашка
Уход за подвеской ГАЗ-53 заключается в периодической проверке
затяжки стремянок рессор, болтов крышек кронштейнов, проверке
крепления кронштейнов амортизаторов и самих амортизаторов, осмотре
состояния крепления кронштейнов рессор к лонжеронам рамы.
Ремонт передней и задней подвески ГАЗ-53
Для устранения неисправностей, замены деталей и узлов подвеску
ГАЗ-53 подвергают полной или частичной разборке. При снятии передней
рессоры ГАЗ-53 ослабляют затяжку гаек стремянок 25 (см. рис.1) и
отсоединяют от балки передней оси нижний конец амортизатора 19;
поднимают домкратом переднюю часть автомобиля так, чтобы рессоры
разгрузились.
Подставляют под поднятый конец рамы козлы соответствующей высоты и
опускают автомобиль. Равномерно отвертывают (в любом порядке) болты
крышек переднего и заднего кронштейнов рессоры ГАЗ-53 и снимают
крышки 2 и 18 и нижние резиновые подушки 3.
Отвертывают гайки стремянок и снимают стремянки 14; поднимают
автомобиль домкратом, установленным под рамой, настолько, чтобы
концы рессоры вышли из кронштейнов.
Снимают рессору ГАЗ-53. Извлекают из
кронштейнов верхние и упорные резиновые подушки 5 и 4. Задняя
рессора снимается в той же последовательности.
Разборка и сборка рессоры ГАЗ-53
При разборке и сборке рессоры ГАЗ-53 не следует наносить удары
молотком по листам. Рессору очищают от грязи, протирают и
осматривают. Если поломок листов и других деталей нет, проверяют
стрелу прогиба в свободном состоянии.
Для этого натягивают нить или тонкую проволоку по торцовым
закруглениям чашек верхнего коренного листа вдоль рессоры и замеряют
расстояние до нити от верхней поверхности первого коренного листа у
центрового болта. Это расстояние для передней рессоры ГАЗ-53 должно
быть (113±5) мм, для задней (98+5) мм и дополнительной рессоры
(28±5) мм.
Рис.2. Задняя подвеска ГАЗ-53
1 — болт крышки; 2 — передняя чашка; 3 - нижняя подушка; 4 — нижняя
передняя чашка; 5 — упорная подушка; 6 - верхняя передняя чашка; 7 —
верхняя подушка; 8 — передний кронштейн; 9 — подушка подрессорника;
10 — кронштейн; 11— накладка подрессорника; 12 — стремянка; 13 --
подрессорник; 14 — центровой болт подрессорника; 15 подкладка
подрессорника; 16 — центровой болт рессоры; 17 — задний кронштейн;
18 — верхняя задняя чашка; 19 — нижняя задняя чашка; 20 — задняя
крышка; 21 — гайка стремянки рессоры в сборе; 22 — подкладка
рессоры; 23 — гайка стремянки
Разность размеров стрелы одноименных рессор, устанавливаемых на
автомобиль, не должна превышать 10 мм. Если в результате
предварительного осмотра обнаружены поломки, то в рессору необходимо
разобрать.
Для этого ее надо положить на верстак, отвернуть гайки болтов
хомутов, вынуть болты и сиять хомуты, отвернуть гайку 1 центрового
болта и разобрать листы.
Протереть все листы рессоры ГАЗ-53 керосином посмотреть наличие
трещин. Заменить сломанные или листы с трещинами. При сборке рессоры
отбирают требуемый комплект листов с укрепленными чашками на
коренных листах и хомутами, тщательно промазывают поверхности листов
графитовой смазкой.
Подбирают комплект листов в соответствующем порядке и вставляют
через отверстие стержень диаметром, равным диаметру центрового
болта. Сжимают центральную часть рессоры ГАЗ-53 тисками и вынимают
стержень.
Вставляют центровой болт головкой снизу и затягивают гайкой моментом
43 — 62 Нм. Вставить болты хомутов и затянуть их гайками.
Освобождают рессору из тисков и протирают ее от лишней смазки.
Проверяют стрелу рессоры в свободном состоянии. При необходимости
красят ее черной эмалью.
Установка рессоры ГАЗ-53
Для правильного крепления концов рессоры ГАЗ-53 в резиновых подушках
ее выпрямляют в приспособлении с помощью домкрата. Для установки
передней рессоры поднимают переднюю часть автомобиля настолько,
чтобы выпрямленная рессора могла свободно войти в кронштейны 6 и 15
(см. рис.1).
При этом устанавливают в верхние чашки рессор резиновые подушки 5 и
опускают автомобиль так, чтобы рессора вместе с подушками в чашках
вошла в кронштейны на раме, вставляют в гнездо переднего кронштейна
6 упорную подушку 4 и опускают автомобиль на козлы.
После чего вкладывают в нижние чашки концов рессор ГАЗ-53 подушки 3,
прикладывают к ним снизу крышки 2 и 18 и ввертывают болты с
установленными на них пружинными стопорными шайбами. Плотно
прижимают крышки 2 я 18 к кронштейнам 6 и 15, равномерно без
перекосов затянув болты моментом 30—70 Нм.
Устанавливают на рессору сверху накладки 13 в сборе с резиновым
буфером 11 и деревянным вкладышем 10 так, чтобы в отверстие вкладыша
вошла гайка центрового болта 26.
Стремянки 14 устанавливают на накладку, а
концы их пропуска-от отверстия балки передней оси. На резьбовые
концы стремянок устанавливают пружинные шайбы и гайки 25,
предварительно затягивают их.
Окончательно гайки стремянок заворачивают моментом 180 — 200 Нм при
снятии автомобиля с домкрата и установке его на колеса. После чего
подсоединяют нижний конец амортизатора.
Задняя рессора автомобилей ГАЗ-53 устанавливается в аналогичной
последовательности, как и передняя. Особенность сборки заключается в
установке дополнительной рессоры. Для чего на верхний лист задней
рессоры накладываются две подкладки 15 (см. рис.2),на них
подрессорник 13 и уже на него накладку 11.
Амортизаторы подвески ГАЗ-53
Крепление телескопического амортизатора подвески ГАЗ-53 и его
устройство показаны на рис.1, 3. Амортизаторы снимают с автомобиля,
стоящего на колесах. Для улучшения доступа к амортизатору колесо
повертывают до отказа в сторону передней части лонжерона.
Для снятия амортизатора ГАЗ-53 отвертывают
гайку 20 (см. рис.1) на нижнем пальце, снимают шайбу и резиновую
втулку; отвертывают такую же гайку на верхнем пальце 12, снимают
шайбу и резиновую втулку. Снимают сам амортизатор. Устанавливают
амортизатор в обратном порядке. Гайки на пальцах затягивают моментом
70 — 100 Нм.
Рис.3. Амортизатор ГАЗ-53
1 — нижняя проушина; 2 — корпус клапана сжатия; 3 — впускной клапан;
4 — цилиндр; 5 —резервуар; 6 —клапан сжатия; 7 — поршень; 8 — клапан
отдачи; 9 — чугунное кольцо поршня; 10 — перепускной клапан; 11 —
кожух; 12—шток; 13—направляющая втулка; 14 — резиновое кольцо; 15,
17 — резиновые кольца уплотнения резервуара амортизатора; 16 —
пружина сальника; 18 — стальная шайба; 19, 23 — резиновые сальники;
20 — войлочный сальник; 21 — гайка; 22—шайба; 24 — обойма сальника;
25 — верхняя проушина; 26— стальная прокладка; 27 — обойма
сальников; 28, 32 — тарелки; 29, 33 — пружины; 30, 31 — гайки
Работу амортизатора ГАЗ-53, т. е. усилия его при ходе растяжения и
сжатия, проверяют на стенде в вертикальном положении при ходе поршня
(100+2) мм в частоте возвратно-поступательных движений (80±2) мм
цикла в 1 мин. На стенде снимают диаграмму усилий сопротивления,
которые при ходе растяжения должны быть 2750—3950 Нм, при ходе
сжатия 750 — 1350 Нм.
Если нет стенда, зажимают амортизатор вертикально за нижнюю проушину
и прокачивают за верхнюю не менее 5 раз. У исправного амортизатора
шток должен перемещаться равномерно, без рывков и вибраций при
приложении постоянной нагрузки (300±1) Н. Время перемещения на длине
рабочего хода растяжения не более 20 с.
Если амортизатор автомобилей ГАЗ-53 прокачивается без сопротивления
или, наоборот, сопротивление очень велико, его заменяют или
ремонтируют. Кроме потери эффективности на амортизаторе может
подтекать масло через уплотнения штока в верхней части. Для
устранения течи достаточно подтянуть гайку 21 (см. рис.3).
При этом увеличивается натяг сальников 23 и 19 штока и резиновых
уплотнительных колец 15 резервуара. Порядок подтяжки гайки
резервуара амортизатора ГАЗ-53: закрепляют амортизатор за нижнюю
проушину в тисках, вытягивают шток в крайнее положение и специальным
ключом подтягивают гайку 1 моментом 70 — 90 Нм.
Если после подтяжки гайки течь не устраняется, амортизатор разбирают
и осматривают детали уплотнений. Гайку можно подтягивать и у
амортизатора, установленного на автомобиле.
При разборке амортизатора ГАЗ-53 зажимают в тисках нижнюю проушину 1
(см. рис.3); выдвигают шток 12 за верхнюю проушину 25 вверх до
отказа; отвертывают гайку 21 резервуара специальным ключом; вынимают
из амортизатора (вверх по штоку) стальную шайбу 18, резиновое кольцо
17, обойму 27 сальников вместе с верхним сальником 23 и его обойму
24, войлочный сальник 20 и резиновый сальник 19 штока.
Вынимают второе резиновое кольцо 15, шток с поршнем 7 вместе с
направляющей втулкой 13 из цилиндра 4 и дают стечь маслу в цилиндр
или резервуар. Освобождают из тисков нижнюю часть амортизатора и
ставят так, чтобы не разлить масло.
Прикрывают резервуар от попадания грязи чистым листом бумаги.
Закрепляют шток за проушину в тисках и отвертывают гайку 30 клапана
отдачи торцовым ключом. Снимают со штока поршень 7 с деталями
клапанов, снимают направляющую втулку 13 штока и вынимают из нее
резиновое кольцо 14.
Снимают со штока все резиновые сальники. Легкими ударами
алюминиевого или медного стержня с закругленными краями выбивают
клапаны сжатия в сборе из цилиндра, торцовым ключом отворачивают
гайку 31 клапана сжатия, предварительно зажав стакан корпуса клапана
сжатия 2 в тиски.
Снимают последовательно ограничительную тарелку 32, тарелку клапана
3, втулку клапана 6 и пружину. Промывают в керосине и продувают
сжатым воздухом, после чего осматривают и отбраковывают поврежденные
и неисправные детали.
Сборка амортизатора ГАЗ-53
Сборку амортизатора автомобиля ГАЗ-53 начинают с подсборки клапана
сжатия. Перед этим проверяют легкость перемещения втулки в гайке 31
клапана. В случае закусывания или затрудненного перемещения втулки
клапана добиваются ее свободного перемещения.
Проводят притирку втулки клапана к седлу гайки, чтобы после притирки
на клапане и седле гайки образовались равномерные засветленные
полоски до 1 мм. Проверяют не плоскостность выступов на корпусе 2
клапана и при необходимости притирают до появления равномерных
полосок по вершинам кольцевых выступов. Детали после притирки
промывают.
Собирая клапан сжатия амортизатора подвески ГАЗ-53, закрепляют в
тисках стакан корпуса 26, собирают его с тарелками 28 и 32, с
втулкой 6 и пружиной 33. Ввертывают гайку 31 в стакан 2 и затягивают
ее до отказа.
Тарелку клапана 3 устанавливают к кольцевым
выступам корпуса неработающей стороной. Если амортизатор перебирался
неоднократно и детали притирались, то устанавливают новую тарелку.
Запрессовывают корпус клапана сжатия в цилиндр 4. Закрепляют шток за
проушину в тисках; устанавливают на шток гайку 21, алюминиевую шайбу
22 и обойму 24 верхнего сальника.
С помощью оправки устанавливают на шток
верхний резиновый сальник конусной частью к проушине, стальную
прокладку 26 (см. рис.3) и войлочный сальник 20. Перед сборкой
войлочный сальник смачивают жидкостью.
Устанавливают на наружную поверхность обоймы 27 сальников резиновое
кольцо 17 и шайбу 18, устанавливают на шток подсобранную обойму 27
сальников. С помощью той же оправки устанавливают на шток резиновый
сальник 19 так, чтобы имеющаяся на нем надпись "Низ" была обращена к
поршню.
Перед установкой на внутреннюю поверхность сальников 19 и 23 наносят
слой смазки. Устанавливают на шток конусную шайбу сальника и пружину
16, собирают направляющую втулку 13 штока с резиновыми кольцами 14 м
15 и устанавливают на шток. Надевают на хвостовик штока
ограничительную тарелку, на нее тарелку клапана 10 и затягивают
гайку 30 штока. Момент затяжки гайки 16 — 22 Нм.
Проверяют, нет ли защемления тарелки клапана 10 торцами
ограничительной тарелки 28 поршнем 7. Тарелка клапана 10 должна
вращаться свободно. Раскернивают в двух противоположных местах гайку
30. Кернят на 014 мм на глубину 1,5 — 0,5 мм.
Закрепляют резервуар 5 за проушину 1 в тисках и вставляют в него
цилиндр 4 с клапаном сжатия в сборе. Придерживая цилиндр на весу,
заливают в него масло, не доливая 35 — 40 мм до верхнего края.
Берут подсобранный шток и вставляют поршень 7 в цилиндр 4. Для
захода поршневого кольца на торце цилиндра имеется фаска. Для
дальнейшего продвижения поршня в цилиндре шток слегка накачивают.
Это облегчает ввод поршня с кольцом в цилиндр. Опускают цилиндр
вместе с введенным в него поршнем в резервуар 5, вводят в резервуар
и цилиндр направляющую втулку 13 штока.
Вставляют между резервуаром и буртом направляющей втулки штока
резиновое кольцо, установив его в посадочное гнездо: собирают на
штоке обойму с резиновыми и войлочными сальниками и верхнюю обойму с
резиновыми сальником.
Вставляют между обоймой и резервуаром резиновое кольцо 17 и
прижимают его вниз до отказа. Ставят на кольцо шайбу 18 и затягивают
гайку 21 моментом 70 — 90 Нм.
Прокачивают амортизатор ГАЗ-53 и убеждаются в его нормальной работе.
Для проверки герметичности сальников после сборки выдерживают
амортизаторы в горизонтальном положении с вдвинутым до отказа
штоком.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307