На автомобиле установлено
электрооборудование постоянного тока. Номинальное напряжение в
электрической системе ГАЗ-53 - 12 В. Узлы электрооборудования ГАЗ-53
соединены по однопроводной системе, вторым проводом служат
металлические части автомобиля.
С кабиной автомобиля соединены все отрицательные выводы узлов
электрооборудования.
На рис.1 дана принципиальная схема
электрооборудования ГАЗ-53.
Рис.1. Схема электрооборудования ГАЗ-53
1 — боковой указатель поворота; 2— передний фонарь; 3 — фара; 4, 25
—соединительные панели; 5 — лампа фары (нить дальнего света); 6 —
лампа фары (нить ближнего света); 7 — лампа указателя поворота; 8 -
лампа габаритного света; 9 — электромагнитный бензиновый клапан; 10
— электромагнитный газовый клапан; 11 - стартер; 12 —
помехоподавательный наконечник с резистором; 13 — свечи зажигания;
14 — датчик-распределитель; 15 — генератор; 16 — звуковой сигнал; 17
— переключатель бензин-газ; 18 — аккумуляторная батарея; 19 —
катушка зажигания; 20 — транзисторный коммутатор; 21, 66, 68 —
предохранитель; 22 — регулятор напряжения; 23 — электродвигатель
вентилятора; 24 — выключатель сигнала; 26 — электродвигатель
отопителя; 27 — добавочный резистор; 28 — дополнительное реле; 29 —
датчик давления газа; 30 — резистор; 31 - переключатель отопителя;
32 — подкапотная лампа; 33—переключатель предпускового
подогревателя; 34 — пульт управления предпусковым подогревателем; 35
— контрольный резистор; 36 — свеча накаливания: 37 — выключатель
свечи; 38 — электромагнитный клапан; 39 — датчик давления масла; 40
— датчик температуры двигателя; 41 — датчик аварийной температуры
двигателя; 42— датчик аварийного давления; 43 — предохранитель; 44 —
ножной переключатель света; 45— выключатель аварийной сигнализации;
46 — выключатель зажигания; 47 — указатель давления газа; 48
—сигнализатор неисправности тормозов; 49 — указатель тока, 50 —
указатель уровня топлива; 57 — указатель давления масла; 52 —
указатель температуры двигателя; 53 — сигнализатор аварийной
температуры двигателя; 54 —сигнализатор аварийного давления масла;
55 — переключатель датчиков топлива; 56 — сигнализатор указателей
поворота прицепа; 57 — сигнализатор указателей поворота; 58 — лампа
освещения приборов; 59 — сигнализатор дальнего света; 60 —
центральный переключатель света; 61 — переключатель указателей
поворота; 62 — реле указателей поворота; 63 — электродвигатель
стеклоочистителя; 64— переключатель стеклоочистителя; 65— розетка
переносной лампы: 67— датчик указателя уровня топлива основного
бака; 69 — плафон; 70 — выключатель плафона; 71 — датчик указателя
уровня дополнительного бака; 72 — выключатель проверки сигнализатора
неисправности тормозов; 73 — выключатель сигнала торможения; 74 —
датчик сигнализатора неисправности тормозов; 75 — лампа указателя
поворота; 76, 77 — лампы соответственно габаритного света и сигнала
торможения; 78 — розетка прицепа; 79 — задний фонарь
Генератор автомобиля ГАЗ-53
Для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи на
автомобиле установлен генератор Г 250 переменного тока мощностью 560
Вт.
Генератор ГАЗ-53 (рис.2) представляет собой трехфазную синхронную
электрическую машину с электромагнитным возбуждением и встроенным
кремниевым выпрямительным блоком 11.
Генератор Г 250 работает совместно с регулятором напряжения, который
регулирует его работу. Генератор установлен сверху двигателя на
кронштейне. Ротор 14 генератора приводится во вращение с помощью
клинового ремня от шкива водяного насоса.
Рис.2. Генератор ГАЗ-53 (Г 250)
1,8— крышки; 2, 13 — шариковые подшипники; 3 — вал ротора; 4 —
обмотка возбуждения; 5 — контактные кольца; 6 — обмотка статора; 7 —
статор: 9 — щетка; 10 — щеткодержатель; 11 — выпрямительный блок; 12
— крышка подшипника; 14 — ротор; 15 — вентилятор; 16 — втулка; 17 —
шкив
Статор 7 с обмотками 6 имеет две крышки 1 и 8 с шариковыми
подшипниками 2 и 13, в которых вращается вал ротора. Ротор 14
состоит из вала, обмотки возбуждения и 12 клювообразных полюсов,
которые создают магнитное поле.
На валу ротора генератора ГАЗ-53 установлены два изолированных
контактных кольца 5, через которые в обмотку возбуждения подается
электрический ток.
Статор 7 представляет собой пакет пластин, набранный из листовой
электротехнической стали. В пазы пакета уложены обмотки, концы
которых присоединены к выпрямительному блоку БПВ4-45-02.
Выпрямительный блок 11 служит для выпрямления переменного
электрического тока, индуктируемого в обмотках статора.
Выпрямительный блок состоит из двух пластин, в которых установлены 6
кремниевых диодов (по 3 диода разной полярности в каждой пластине).
На крышке генератора ГАЗ-53 установлен щеткодержатель 10 с щетками
9, которые соприкасаются с контактными кольцами ротора. На валу
ротора установлен шкив 17 с центробежным вентилятором 15 для
охлаждения внутренних частей генератора.
Воздух входит в генератор Г 250 через окна в крышке 8, охлаждает
генератор и под действием центробежного вентилятора выбрасывается
наружу через окна крышки 1. На рис.3 показана электрическая схема
генератора.
Рис.3. Электрическая схема генератора ГАЗ-53 (Г 250)
1 — обмотка статора; 2 — диод; 3 — обмотка
возбуждения; 4 — щетка; б — контактное кольцо
Стартер ГАЗ-53 (СТ 230)
Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера СТ 230 с
электромагнитным тяговым реле. Стартер ГАЗ-53 установлен с правой
стороны двигателя и крепится к картеру сцепления.
Стартер ГАЗ-53 (рис.4) представляет собой четырехполюсный, четырех
щеточный электродвигатель постоянного тока. Вал стартера вращается
по часовой стрелке (со стороны привода).
Рис.4. Стартер ГАЗ-53 (СТ 230)
1, 25, 30 — уплотнительные кольца; 2 — крышка со стороны коллектора;
3 — стяжной болт; 4 - корпус; 5 — промежуточная опора; 6 — втулка
отводки; 7 — муфта свободного хода; 8 — стопорное кольцо; 9 —
упорная шайба; 10 — подшипник; 11 — крышка со стороны привода; 12 —
упорная втулка; 13 — ось рычага; 14 — рычаг привода; 15 — втулка; 16
— обмотка возбуждения; 17 — якорь; 18 — тяговое реле; 19 —
коллектор; 20 — щетка; 21 — щеткодержатель; 22 — пружина щетки; 23 —
защитный колпак; 24 — крышка тягового реле; 26 — контактный диск;
27— контактный болт; 28—удерживающая обмотка; 29 —втягивающая
обмотка; 31 — якорь тягового реле; 32 — сильфон; 33 — пружина;34 —
упорная шайба; 35 — шток; 36 — фланец крепления тягового реле
Якорь 17 стартера ГАЗ-53 состоит из вала, железного пакета, обмотки
и коллектора 19. Вал вращается в трех бронзографитных подшипниках,
установленных в крышках 2 и 11 корпуса 4 и промежуточной опоре 5. На
крышке 2 установлены четыре щеткодержателя с щетками 20 и пружинами
22.
В корпусе 4 стартера установлены четыре полюса с обмотками 16
возбуждения. На крышке 11 со стороны привода установлено
электромагнитное тяговое реле 18 с выключателем. Тяговое реле служит
для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика
двигателя и включения электрической цепи стартера.
Катушка реле стартера СТ 230 состоит из двух обмоток: втягивающей и
удерживающей. В крышке 11 расположен привод, который состоит из
шестерни, роликовой муфты свободного хода и направляющей втулки.
Муфта свободного хода предохраняет обмотку и коллектор якоря
стартера от "разноса". Муфта рассчитана на кратковременную работу.
При повороте ключа выключателя зажигания по направлению часовой
стрелки в положение пуска включается электрическая цепь
дополнительного реле РС507-Б, через контакты которого питание
поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле (рис.5).
Рис.5. Электрическая схема включения стартера ГАЗ-53 (СТ
230)
А — к системе зажигания; 1 — выключатель зажигания и стартера СТ
230; 2 — дополнительное реле стартера; 3— указатель тока;
4—аккумуляторная батарея; 5 — выключатель стартера; 6 — удерживающая
обмотка тягового реле стартера; 7 — втягивающая обмотка; 8 —
стартер; 9 — привод стартера
Якорь тягового реле стартера СТ 230 под воздействием
электромагнитного поля двух обмоток реле втягивается и с помощью
рычага вводит в зацепление шестерню и в конце хода включает
электрическую цепь стартера, одновременно отключив втягивающую
обмотку реле.
После пуска двигателя необходимо немедленно отпустить ключ
выключателя зажигания. При этом разомкнется цепь дополнительного
реле, и тяговое реле выключится под действием возвратной пружины.
Кроме основных контактов, в дополнительном реле имеются
вспомогательные контакты, которые замыкают накоротко дополнительный
резистор системы зажигания на время пуска.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307