______________________________________________________________________________
Карданная передача ГАЗ-53 (рис.1) состоит из
двух карданных валов открытого типа: промежуточного карданного вала
с опорой и заднего карданного вала.
В связи с тем, что расстояние между коробкой передач и главной
передачей не остается постоянным при движении автомобиля, карданные
валы ГАЗ-53 имеют подвижное шлицевое соединение.
Рис.1. Карданная передача автомобиля ГАЗ-53
1 - предохранительный клапан крестовины; 2 — крышка подшипника
кардана; 3 - крестовина; 4 - промежуточный карданный вал; 5 и 12 —
пресс-масленки; 6 — резиновая подушка; 7 - сальник опоры; 5 —
сальниковое уплотнение шлиц; 9 — скользящая вилка; 10 — задний
карданный вал; 11 — центрирующий вкладыш; 13 — подшипник опоры; 14,
15 -сальники
Уход за карданной передачей ГАЗ-53 состоит в смазывании шлицевого
соединения и подшипника опоры промежуточного карданного вала, в
замене смазочного материала в шарнирах, в регулировке затяжки обоймы
сальникового уплотнения 8 и проверке крепления фланцев карданных
валов.
При ТО-2 проверяют карданные шарниры на отсутствие осевого и
углового зазоров, а также зазоры в шлицевом соединении. Для проверки
зазоров покачивают рукой карданные шарниры. Люфты, дающие стук в
соединении, не допускаются. Размеры сопрягаемых деталей карданного
вала даны в приложении.
Натяг сальников шлицевого соединения регулируют навинчиванием обоймы
сальника усилием руки так, чтобы торец обоймы был в пределах канавки
шлицевой втулки. Затяжку сальника проверяют при ТО-1. При проверке
крепления фланцев карданов ГАЗ-53 затяжку производят моментом 50 —
62 Нм.
При пробеге 30 — 50 тыс. км (в зависимости от категории условий
эксплуатации) заменяют смазочный материал в карданных шарнирах. При
малом пробеге заменяют не реже 1 раза в 5 лет.
Для замены смазочного материала снимают кардан ГАЗ-53, разбирают
шарниры, удаляют старый смазочный материал, промывают детали в
керосине, закладывают в каждый подшипник по 3 — 4 г смазочного
материала и собирают шарниры.
Кардан ГАЗ-53 снимают только в случае замены смазочного материала в
шарнирах или при появлении неисправностей, требующих проверки
зазоров в подшипнике опоры, шарнирах или шлицевом соединении.
Снимают подшипник опоры промежуточного вала и карданные шарниры
только в случае чрезмерных зазоров в них.
До разборки карданного вала ГАЗ-53 проводят контрольную проверку.
Для промежуточного вала биение проверяют вращением трубы на призмах
относительно посадочных поверхностей фланцев и подшипника
промежуточной опоры.
Замеры выполняют индикатором, установленным на плите призм. Биение
по длине трубы промежуточного карданного вала не должно быть более 1
мм, заднего — не более 1,2 мм.
Далее проверяют угловой люфт, образующийся в результате изнашивания
шлицевого соединения и деталей карданного вала ГАЗ-53. При проверке
люфта один из концов карданного вала закрепляют, а к другому
прикладывают крутящий момент 7 Нм.
При этом на плите устанавливают индикатор, ножку которого выставляют
на радиусе 35 мм относительно вала без приложения нагрузки, а затем
при приложении нагрузки замеряют люфт.
Допустимый люфт — не более 0,35 мм на радиусе 35 мм для
промежуточного вала и не более 0,17 мм на том же радиусе для заднего
вала. Допустимый люфт шлицевого соединения — не более 0,25 мм на
радиусе 49 мм. Контрольная проверка проводится перед балансировкой.
При замене вилок, фланцев или деталей карданного вала ГАЗ-53
производят динамическую балансировку промежуточного и заднего
карданных валов в комплекте.
Разборка кардана ГАЗ-53
Во избежание нарушения балансировки при разборке карданных валов
ГАЗ-53 все детали маркируют для того, чтобы во время сборки их
поставить на прежние места и в прежнем положении.
Стрелки, указывающие на взаимное расположение валов по шлицевому
соединению, должны лежать в одной плоскости. Разборке подлежат
шарниры, шлицевые соединения валов, опора промежуточного карданного
вала ГАЗ-53.
Перед разборкой кардана ГАЗ-53 делают краской метки на крестовине и
вилках, по которым определяют при сборке их прежнее положение.
Разбирают шарнир в следующей последовательности: отгибают усики
стопорных пластин, вывертывают болты крепления крышек подшипников к
вилке кардана и снимают крышки.
В тисках закрепляют карданный шарнир, оправку, кольцо.
Выпрессовывают подшипник. Повертывают шарнир и выпрессовывают другой
подшипник. Оправка при этом будет иметь упор в торец шипа
крестовины. Вынимают из вилки фланец с крестовиной.
Для замены подшипника и сальников промежуточной опоры карданного
вала ГАЗ-53 предварительно снимают карданную передачу с автомобиля.
Чтобы разъединить передачу по шлицам, отворачивают обойму сальников.
Далее разъединяют шлицевое соединение, снимают кронштейн опоры и
резиновую подушку, отгиба ют стопорные усики и специальным ключом
отворачивают гайку крепления подшипника. Затем снимают подшипник в
сборе с крышками, сальниками и задней распорной втулкой.
Промывают все детали кардана ГАЗ-53 в обезжиривающем растворе или в
керосине и осматривают их состояние. Каналы крестовины должны быть
чистыми и видны насквозь.
Крестовину заменяют, если на ее шипах имеются канавки — отпечатки
игл глубиной более 0,1 мм или ее диаметр меньше 21,96 мм
(номинальный размер 21,986 — 22,000 мм). Если у сальников затвердела
или повреждена рабочая кромка, их заменяют.
Подшипники с деформированными иглами, помятым колпачком, а также при
наружном диаметре корпуса меньше 34,97 мм и внутреннем диаметре по
иглам больше 22,085 мм заменяют. Допустимое изнашивание отверстий
под подшипники в вилках не более 35,05 мм.
Сборка кардана ГАЗ-53
Перед сборкой все детали еще раз промывают и раскладывают на чистом
месте. Если применяются новые игольчатые подшипники, наполненные
густым консервационным смазочным материалом, то их промывают и
закладывают смазочный материал и собирают с резиновыми кольцами. То
же делают и с подшипниками в случае смены смазочного материала.
Шарнир кардана ГАЗ-53 собирают в следующем порядке. Напрессовывают с
помощью оправки на крестовину четыре сальника до упора в буртик.
Вводят шипы крестовины ГАЗ-53 в ушки одной из вилок кардана,
вставляют в отверстие ушков подшипники, надевая их на шипы
крестовины.
С помощью направляющей оправки запрессовывают один подшипник в вилку
кардана, а затем второй. После запрессовки подшипников устанавливают
крышки, стопорные пластины, завертывают болты моментом 8 — 20 Нм и
фиксируют их, отогнув на грань головки болта усик пластины.
Поворачивают шарнир на 1/4 оборота и в той же последовательности
запрессовывают и закрепляют два других подшипника в ушках второй
вилки. Проверяют легкость вращения шарниров карданного вала ГАЗ-53 и
отсутствие в них ощутимых люфтов.
Промежуточную опору ГАЗ-53 с новым подшипником и сальниками собирают
в последовательности, обратной разборке. Перед установкой войлочных
сальников в крышку подшипника погружают сальники в теплое моторное
масло на 15 мин.
Шлицевое соединение карданной передачи собирают по стрелкам,
имеющимся на шлицевой втулке вала и шлицевой вилке в
последовательности, обратной разборке.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307