______________________________________________________________________________
На автомобиле ГАЗ-53 устанавливается двигатель ЗМЗ-53 - заволжского моторного завода.
Двигатель ГАЗ-53 (ЗМЗ-53) - V-образный,
восьмицилиндровый, карбюраторный, четырехтактный. Рабочий объем
цилиндров двигателя - 4,25 л, при диаметре цилиндров 92 мм и ходе
поршня 80 мм.
Необходимость ремонта двигателя ГАЗ-53 (ЗМЗ-53) вызывается
изнашиванием деталей и устанавливается проверкой его технического
состояния. В отдельных случаях преждевременный ремонт может быть
вызван поломкой отдельных деталей из-за неправильной эксплуатации
или скрытого дефекта.
Первые 2,5 — 5,0 тыс. км происходит приработка деталей двигателя.
Далее (до 150— 175 тыс. км) интенсивность изнашивания снижается. Это
период нормальной эксплуатации.
Потом интенсивность изнашивания вновь
нарастает и примерно к 200 тыс. км зазоры между трущимися деталями
возрастают настолько, что возникает необходимость в ремонте.
Предельные зазоры в двигателе ГАЗ-53 (ЗМЗ-53) между
основными трущимися парами вследствие изнашивания ориентировочно
составляют, мм:
Юбка поршня — гильза цилиндра - 0,250—0,300
Поршневое кольцо — канавки в поршне его высоте - 0,150
Замок поршневого кольца - 2,500
Верхняя головка шатуна — поршневой палец - 0,030
Шатунные и коренные подшипники - 0,150
Стержень клапана — направляющая втулка - 0,250
Шейка распределительного вала — втулка в блоке - 0,150
Осевой люфт распределительного и коленчатого валов - 0,250
Блок цилиндров и головка блока двигателя ГАЗ-53
Блок цилиндров двигателя ГАЗ-53 отлит из алюминиевого сплава и
подвергнут термической обработке и пропитке специальной
искусственной смолой, обеспечивающей герметичность отливки;
представляет собой моноблочную V-образную конструкцию. Угол развала
цилиндрической части блока - 90°.
Стенки блока цилиндров ГАЗ-53 образуют водяную рубашку цилиндров, в
нижней части которой имеются гнезда для установки гильз цилиндров.
По контуру водяной рубашки в специальные бобышки ввертываются
шпильки крепления головок цилиндров. Для повышения жесткости блока
нижняя плоскость его расположена ниже оси коленчатого вала на 75 мм.
В торцовых стенках и трех внутренних перегородках блока цилиндра
двигателя ГАЗ-53 выполнены гнезда для коренных подшипников
коленчатого вала и подшипников распределительного вала.
Нижняя половина гнезда коренного подшипника выполнена крышкой из
ковкого чугуна. Кроме крышки заднего коренного подшипника, на задней
стенке блока располагается сальникодержатель.
Крышки коренных подшипников и сальникодержатель растачиваются
совместно с блоком, поэтому они не взаимозаменяемы и после разборки
должны устанавливаться на свои места.
Четыре крышки, кроме передней, одинаковые, поэтому на крышках
нанесены порядковые номера 2,3 и 4. На пятой крышке номер не
ставится. К заднему торцу блока цилиндров ГАЗ-53 крепится картер
сцепления. Точное расположение картера на блоке обеспечивается двумя
установочными штифтами.
Установочное отверстие и привалочная плоскость на картере сцепления
для крепления коробки передач обрабатываются в сборе с блоком
цилиндров при расточке постелей коренных подшипников, поэтому
перестановка картеров с блока на блок без специальной подгонки
недопустима.
Гильзы и головка блока цилиндров ГАЗ-53
Гильзы блока цилиндра ГАЗ-53 изготавливают из специального
износостойкого чугуна. В верхней части гильза имеет фланец для
уплотнения с прокладкой головки, в нижней — шлифованный поясок и
буртик для фиксации в блоке цилиндров и уплотнения.
В нижней части гильза уплотняется медным кольцом, в верхней —
прокладкой головки цилиндров. Надежность этого уплотнения зависит от
выступания верхнего фланца гильзы над поверхностью блока цилиндров в
пределах 0,02 — 0,30 мм, что обеспечивается точностью изготовления
блока и самой гильзы.
По диаметру цилиндра гильзы разбиваются на пять размерных групп.
Маркировка производится на шлифованном пояске гильзы блока цилиндров
ГАЗ-53. Условное обозначение размерных групп А, Б, В, Г и Д.
Головка блока цилиндров ГАЗ-53 отлиты из алюминиевого сплава, общие
для четырех цилиндров одного ряда. Седла клапанов — вставные,
изготовлены из специального жаростойкого чугуна.
Направляющие втулки клапанов изготовлены из медно-графитовой
металлокерамики. Каждая из головок крепится к блоку шпильками, а
фиксируется двумя установочными штифтами-втулками, запрессованными в
блок цилиндров.
Под гайки шпилек устанавливают плоские стальные шайбы. Между
головками цилиндров и блоком ГАЗ-53 устанавливают на прокладки из
асбестового картона, армированного стальным каркасом и пропитанного
графитом.
Периодически проверяют крепление головок цилиндров к блоку и очищают
от нагара днища поршней и поверхности камер сгорания. Подтягивают
гайки крепления головок блока цилиндров ГАЗ-53.
Перед этим сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения. Затем
для исключения взаимного влияния подтяжки одной головки на другую
ослабляют крепление впускной трубы к головкам цилиндров ГАЗ-53.
После этого уже подтягивают гайки крепления головки к блоку
динамометрическим ключом моментом 73 — 78 Нм в последовательности,
указанной на рис.1.
Рис.1. Порядок затяжек гаек крепления головки блока
цилиндров ГАЗ-53
Эту операцию рекомендуется проделывать при первых трех технических
обслуживаниях, в дальнейшем подтяжку головок производить через
каждое ТО-2.
При применении рекомендованных бензинов и масел и соблюдении
температурного режима работы двигателя (температура охлаждающей
жидкости должна поддерживаться в пределах 80 — 90 °С) отложения
нагара незначительны и на работу двигателя не влияют.
При нарушении этих условий в двигателе ГАЗ-53 может образоваться
слой нагара, вызывающий детонацию, падение мощности и увеличение
расхода топлива.
Проверяют рабочую поверхность гильзы блока цилиндров, которая в
результате естественного изнашивания приобретает по длине форму
конуса, а по окружности — форму овала.
Наибольшей величины износ достигает в верхней части гильзы против
верхнего компрессионного кольца, наименьшей — в нижней части против
маслосъемного кольца.
Изнашивание гильз цилиндров на 0,3 мм является предельно допустимым.
При больших изнашиваниях двигатель дымит, расходует много масла и
теряет мощность, прогрессивно нарастает изнашивание шеек коленчатого
вала.
Гильзы блока цилиндров ГАЗ-53 имеют следующие ремонтные размеры при
ремонтном интервале в 0,5 мм: 92,5 — I; 93,0 — II; 93,5 — III. После
ремонтного размера III гильзу заменяют новой.
Направляющие толкателей и необходимость в их смене вызывается
главным образом увеличением зазоров между толкателем и направляющей
в блоке в результате изнашивания, что приводит к суткам в этом
сопряжении.
Допустимый предельный размер направляющих не должен превышать
диаметра 25,05 мм. Для двигателя ГАЗ-53 в качестве запасных частей
выпускают толкатели только стандартного размера, поэтому при износе
направляющих в блоке цилиндров ставят ремонтные втулки.
Ремонтные втулки изготавливают из алюминиевого сплава или бронзы.
Размеры втулок: наружный диаметр 30 мм, внутренний диаметр (с
припуском на развертку после запрессовки в блок) 24,5+0,1 мм; длина
втулки 41 мм.
Отверстие в блоке ГАЗ-53 под запрессовку втулки раззенковывают, а
затем развертывают до диаметра 30+0'03 мм. Перед за прессовкой
втулок блок нагревают до температуры 90 — 100 °С.
После запрессовки втулки развертывают до диаметра 25+0,023 мм,
шероховатость поверхности 8-го класса.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Блок цилиндров и головка блока ГАЗ-53
Коленвал и поршневая группа ГАЗ-53
Газораспределительный механизм и клапаны ГАЗ-53
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307