______________________________________________________________________________
На грузовом автомобиле ГАЗ-3309 установлено
рулевое управление с рулевым механизмом типа винт-шариковая
гайка-рейка-сектор и с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым
соединением, обеспечивающим изменение длины карданного вала колонки
при колебаниях кабины.
Автомобиль ГАЗ-3309 оснащают раздельным гидроусилителем руля (ГУР).
Конструкция рулевой колонки ГАЗ-3309 аналогична конструкции рулевой
колонки автомобиля ГАЗ-3307.
Рулевой механизм ГАЗ-3309, состоящий из винта с шариковой гайкой 2
(рис. 1) и вала-сектора 3, смонтирован в картере, который с помощью
кронштейна крепится к левому лонжерону рамы. Передаточное число
рулевого механизма 23,09 (в средней части).
Винт 2 (см. рис. 1) с шариковой гайкой установлен в картере на двух
радиально-упорных подшипниках, наружные обоймы которых запрессованы
в картер и верхнюю крышку рулевого механизма, а внутренние обоймы
напрессованы на винт рулевого механизма.
Момент, необходимый для поворота винта рулевого механизма ГАЗ-3309,
регулируется с помощью прокладок 5, устанавливаемых между картером и
крышкой рулевого механизма.
Рис. 1. Рулевой механизм и рулевая колонка ГАЗ-3309
В - ребро на верхней крышке; С - риска на торце винта; 1 - картер; 2
- винт с шариковой гайкой; 3 - вал-сектор; 4 - пробка наливного
отверстия; 5 - регулировочные прокладки; 6 - гайка; 7 - болт; 8 -
вилка; 9 - крышка; 10 - клин; 11 -промежуточная опора; 12 - средний
карданный вал; 13 - верхний кожух; 14 - рулевое колесо; 15
-накладка; 16 - нижний кожух; 17 - колонка; 18 - замок руля; 19 -
боковая крышка; 20 - стопорная шайба; 21 - регулировочная гайка; 22
- распорный вкладыш; 23, 28 - уплотнительные кольца; 24 -пробка; 25
- крышка; 26 - уплотнитель; 27 - сошка; 29 - защитное кольцо; 30 -
наружное кольцо подшипника вала-сектора; 31 - стопорное кольцо; 32 -
карданный вал
При вращении винта шарики перекатываются по специальному каналу, в
результате чего шариковая гайка перемещается. Шарики отличаются друг
от друга не более чем на 4 мкм. Узел рулевого механизма ГАЗ-3309,
состоящий из винта, шариковой гайки и комплекта шариков,
разукомплектации не подлежит.
Своими зубьями шариковая гайка находится в зацеплении с
валом-сектором 3. Последний вращается на двух цилиндрических
роликовых подшипниках, внутренней обоймой которых является сам вал.
Уплотнение вала сошки, а также крышки рулевого механизма ГАЗ-3309
осуществляется с помощью резиновых колец. Фиксация наружных обойм
подшипников вала сошки от осевого перемещения осуществляется с
помощью стопорных колец 31, а от углового перемещения - с помощью
кернения буртиков наружных обойм в отверстия картера, закрываемые
пробками 24.
Винт-шариковая гайка рулевого механизма с помощью карданного вала
соединяется с валом рулевой колонки. Крепление вилок шарнира на
валах осуществляется с помощью клина 10.
Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля ГАЗ-3309
включает в себя осмотр, проверку состояния крепежных соединений,
проверку суммарного люфта рулевого колеса, проверку и регулировку
осевого люфта в подшипниках винта, проверку и регулировку зазора в
зацеплении зубчатой передачи, проведение смазочных работ согласно
Карте смазки.
Необходимо проверять уровень масла в рулевом механизме и бачке
насоса гидроусилителя ГАЗ-3309, при необходимости доливать масло до
нормы. Герметичность соединений и уплотнений системы проверяется
ежедневно. Уровень масла должен быть между метками «max» и «min» на
корпусе бачка.
Для системы гидроусилителя руля ГАЗ-3309 нужно употреблять только
чистое масло, указанное в Карте смазки. Применение загрязненного
масла вызывает быстрый износ деталей гидроусилителя руля.
Если по каким-либо причинам клапан продольной тяги был снят, то
следует проверить и при необходимости отрегулировать шарниры
продольной тяги. При затяжке двух болтов крепления клапана и тяги
нужно центрировать корпус по золотнику, проверяя свободу перемещения
последнего.
После сборки клапана гидроусилителя рулевого привода ГАЗ-3309 с
тягой стакан наконечника тяги с золотником должен свободно
перемещаться в продольном направлении на величину рабочего хода (3,4
мм).
Элементы крепления рулевого колеса, рулевой колонки, картера
рулевого механизма, карданного рулевого привода, сошки и рычагов
рулевой трапеции необходимо своевременно подтягивать.
Регулировка рулевого механизма ГАЗ-3309
Необходимость в регулировке подшипников рулевого механизма ГАЗ-3309
можно определить по наличию осевого или радиального зазора в
подшипниках винта.
Для определения зазора в подшипниках
необходимо повернуть рулевое колесо на 2,5 оборота от положения
прямолинейного движения в любую сторону и покачать рукой винт
рулевого механизма за закрепленную вилку.
При правильно отрегулированных подшипниках не должно быть осевого и
радиального перемещения винта (люфта вилки относительно крышки
рулевого механизма).
Регулировку подшипников рулевого
механизма ГАЗ-3309 необходимо проводить в следующем порядке:
- Снять рулевой механизм с автомобиля.
- Разобрать рулевой механизм.
- Вынуть одну из регулировочных прокладок.
- Установить и закрепить болтами верхнюю крышку картера. Момент
затяжки болтов должен быть 24-36 Нм (2,4-3,6 кг/см). Проверить
момент силы, необходимый для поворота винта в подшипниках, который
должен составлять 40-80 Нм (4-8 кг/см).
При этом не должно ощущаться люфта винта. Если люфт устранить не
удалось, необходимо убрать еще одну прокладку и снова проверить
момент силы поворота винта.
- Установить вал-сектор и подшипники, смазав посадочные поверхности,
уплотнительные и защитные кольца маслом для рулевого механизма
ГАЗ-3309. Распорные вкладыши 22 в каждом подшипнике должны быть
расположены диаметрально противоположно вдоль оси паза на наружном
кольце 30.
При установке подшипники должны быть направлены эксцентриситетом
вниз (вал-сектор максимально удален от шариковой гайки). Перекосы
при сборке не допускаются.
Заклинивание подшипников на валу-секторе или в картере
свидетельствует о перекосе или неправильной ориентации
эксцентриситетов подшипников.
- Отрегулировать зацепление в паре гайка-сектор.
- Зафиксировать от поворота подшипники вала-сектора, отогнув буртик
на подшипниках в отверстия на картере.
- Собрать рулевой механизм в последовательности, обратной разборке.
- Залить масло в картер рулевого механизма до уровня нижней кромки
наливного отверстия.
- Установить рулевой механизм на автомобиль в последовательности,
обратной снятию.
Регулировка зацепления пары гайка-сектор рулевого механизма
ГАЗ-3309
Зазор в зацеплении рабочей пары рулевого механизма ГАЗ-3309
считается допустимым, если люфт на нижнем конце сошки при положении
колес для движении прямой, при правильно отрегулирована подшипниках
винта не превышает 0,3 мм.
Проверку зазора в зацеплении пары
необходимо проводить в следующем порядке:
- Установить колеса в положение движения по прямой.
- Отсоединить продольную рулевую тягу от сошки.
- Покачивая сошку рукой, определить люфт на ее конце (при этом не
должен ощущаться осевой люфт винта). Если люфт сошки больше 0,3 мм,
отрегулировать зацеплен пары в следующем порядке:
- снять рулевой механизм с автомобиля;
- разобрать рулевой механизм;
- отрегулировать зацепление гайки путем одновременного поворота с
помощью специального ключа в отверстиях картера на один и тот 1 угол
по часовой стрелке со стороны шлицов на валу-секторе. При
регулировке исключить возможность перекоса вала-сектора в наружных
кольцах.
Момент силы, необходимый для поворота винта на отрегулированном
механизм должен быть 100-180 Нсм (10-18 кгс/см);
- зафиксировать от поворота подшипник вала-сектора, отогнув буртик
на подшипниках в отверстия на картере;
- повторно проверить момент силы, необходимый для поворота винта, и
люфт к конце рулевой сошки.
- Собрать рулевой механизм ГАЗ-3309 в последовательности, обратной
разборке.
- Установить рулевой механизм на автомобиль в последовательности,
обратной снятию
Разборка и сборка рулевого механизма ГАЗ-3309
- Слить масло из картера рулевого механизма через пробку 4 наливного
отверстия (см. рис. 1).
- Зажать рулевой механизм в тисках за прилив под крепежные отверстия
картера и очистить от грязи все поверхности.
- Вынуть из картера две пробки 24.
- Снять крышки 19 и 25, губчатый уплотнитель 26 с вала-сектора и
извлечь стопорные кольца 31 из картера.
- Выпрямить бородком лунки от кернения на подшипниках 30
вала-сектора.
- Снять съемником поочередно подшипники вала-сектора без ударов и
перекосов, действуя осторожно, чтобы ролики не рассыпались.
- Вынуть вал-сектор 3 из картера, уплотнительные 28 и защитные
кольца 29 из подшипников.
- Отвернуть болты крепления и снять верхнюю крышку картера вместе с
прокладками.
- Выпрессовать из верхней крышки манжету, обойму подшипника, сняв
предварительно уплотнительное кольцо и прокладки 5.
- Вынуть винт 2 с шариковой гайкой.
- Выпрессовать наружную обойму подшипника винта 2 из картера.
Сборку рулевого механизма ГАЗ-3309 надо
производить в следующем порядке:
- Запрессовать до упора в картер рулевого механизма обойму
подшипника винта.
- Запрессовать до упора в верхнюю крышку манжету и обойму подшипника
винта, установить уплотнительное кольцо.
- Проверить щупом качество запрессовки обойм подшипников. Щуп 0,03
мм не должен проходить между торцом обоймы подшипников и упорными
торцами картера и верхней крышки.
- Установить винт с шариковой гайкой и подшипниками в картер.
- Установить и закрепить болтами верхнюю крышку рулевого механизма
ГАЗ-3309, отрегулировав затяжку подшипников винта. Момент затяжки
болтов верхней крышки 24-36 Нм (2,4-3,6 кг/см).
- Установить в картер вал-сектор, при этом в среднюю впадину
вала-сектора должен попасть средний зуб шариковой гайки.
- Установить уплотнительные кольца и подсобранные подшипники.
- Отрегулировать зацепление вала-сектора с шариковой гайкой.
- Подсобрать рулевой механизм в последовательности, обратной
разборке.
- Установить рулевой механизм на автомобиль. Момент затяжки болтов
крепления рулевого механизма к кронштейну и кронштейна к лонжерону
должен быть 44-62 Нм (4,4-6,2 кг/см).
- Установить вилку карданного вала ГАЗ-3309 на вал рулевого
механизма, установить клин в вилку и затянуть его гайкой моментом
18-25 Нм (1,8-2,5 кг/см). Плоскую шайбу устанавливать под гайку со
стороны обработанной поверхности на вилке.
- Установить сошку на вал-сектор рулевого механизма и затянуть ее
гайкой моментом 105-140 Нм (10,5-14,0 кг/см).
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307