______________________________________________________________________________
Система зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 —
батарейная, бесконтактная транзисторная с напряжением в первичной
цепи 12В, состоит из источников электрического тока, катушки
зажигания, добавочного резистора, коммутатора, распределителя
зажигания, свечей зажигания, наконечников свечей, выключателя
зажигания и проводов низкого и высокого напряжения.
Рис.1. Схема системы зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307
А — к стартеру; 1 — катушка зажигания; 2 — первичная обмотка; 3 —
вторичная обмотка; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — указатель тока; 6
— дополнительное реле стартера; 7 — добавочный резистор; 8 —
выключатель зажигания и стартера; 9 — помехоподавительный резистор;
10 — свеча зажигания; 11 — распределитель-датчик; 12 —
помехоподавительный резистор бегунка; 13 — обмотка распределителя;
14 — постоянный магнит; 15 — коммутатор; R1— резистор МЛТ-8,2кОм;R2
— резистор МЛТ-1, R3 — резистор МЛТ; R4 — резистор МЛТ-82 кОм; R5 —
резистор МЛТ-62 Ом; R6 — резистор МЛТ-200 Ом; R7, R8 — резисторы
МЛТ-47кОм;С2 — конденсатор К73-17-250В-0Д; СЗ — конденсатор
К73-17-4008-1; С4, С5— конденсаторы К73-17-250В-0.047 мкФ; С6 —
конденсатор К50-29-160В-10; С7 — конденсатор КЛ-2-И20-500В-1000; VI
— диодыКДЮ2БилиКД4 521А; V2 — диоды КД209А или КД212А; V3 —
транзистор КТ 848 А; V4, V5 — транзисторы КТ630Б или КТ653Б; V7 —
диод 102Б
Надежная и экономичная работа двигателя зависит от бесперебойной
работы системы зажигания ГАЗ-53. Для устранения радиопомех,
вызываемых системой зажигания, провода высокого напряжения имеют
распределенное сопротивление, а наконечники свечей— подавительные
резисторы. Схема системы зажигания показана на рис.1.
Техническая характеристика системы зажигания автомобилей
ГАЗ-53, ГАЗ-3307
Порядок зажигания ГАЗ-53 - 1 — 5 — 4 - 2—6 — 3 -7 — 8
Тип распределителя зажигания (трамблер) - 24.3706
Частота вращения валика распределителя в 1 мин с бесперебойным
искра-образованием при работе с катушкой зажигания Б116 на
трехэлектродный разрядник при искровом промежутке 7 мм, мин-1 - 20 —
2300
Направление вращения валика распределителя зажигания (трамблер)
ГАЗ-53 - по часовой стрелке
Катушка зажигания ГАЗ-53 - Б116
Свечи зажигания - А11
Величина искрового промежутка в свечах, мм - 0,8 — 0,95
Добавочный резистор - 14.3729
Коммутатор - 13.3734 или 13.3734-01
Наконечник свечи - 35.3707200
Сопротивление наконечника, кОм - 4 — 7
Катушка зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (Б 116) служит для преобразования
тока низкого напряжения в ток высокого напряжения.
Катушка зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (Б 116) представляет собой
трансформатор, на железном сердечнике которого намотаны вторичная, а
сверху ее первичная обмотки. Сердечник с обмотками установлен в
герметичном стальном корпусе, наполненном маслом и закрытом
высоковольтной пластмассовой крышкой.
Сопротивление обмоток при температуре 15 — 35°С: первичной 0,43 Ом,
вторичной 13 000 — 13 400 Ом.
Техническое обслуживание зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307
Для предохранения от возможного пробоя пластмассовой крышки катушку
необходимо очистить от грязи, пыли и масла, проверить надежность
крепления проводов высокого и низкого напряжений.
При неработающем двигателе нельзя оставлять включенным зажигание во
избежание перегрева катушки, приводящего к выходу ее из строя.
Применение других типов катушек зажигания недопустимо.
Причинами неисправности катушки зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 могут
быть: пробой изоляции; междувитковое замыкание; сколы и трещины
пластмассовой крышки; прогар крышки, катушки зажигания из-за
недосыла высоковольтного провода в гнездо.
В обмотках катушки зажигания дефекты чаще всего появляются из-за их
перегрева и работе с увеличенными зазорами свечей. Перегрев
происходит главным образом при включенном зажигании и незаведенном
двигателе.
Прежде чем снять катушку зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 для замены,
следует убедиться в исправности и надежности присоединения проводов
к выводам катушки. Проверять катушку следует на специальном стенде
совместно с транзисторным коммутатором, добавочным резистором и
распределителем.
Исправная катушка зажигания ГАЗ-53 должна обеспечивать бесперебойное
искрообразование на трехэлектродном игольчатом разряднике с искровым
зазором в 7 мм от 20 до 2300 мин"1 валика-распределителя и
окружающей температуре 25°С. Если катушка не удовлетворяет этим
требованиям, ее следует заменить.
Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-53, ГАЗ-3307
Трамблер автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (24.3706) (рис.2) представляет
собой генератор, который вырабатывает импульсы напряжения для
управления транзисторным коммутатором и для распределения импульсов
тока высокого напряжения по свечам зажигания.
Трамблер ГАЗ-53, ГАЗ-3307 автоматически регулирует момент зажигания
в зависимости от оборотов двигателя и от нагрузки. Автоматическая
регулировка момента зажигания в зависимости от оборотов
осуществляется центробежным регулятором, а от нагрузки - вакуумным
автоматом.
Рис.2. Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-53, ГАЗ-3307
1 — корпус; 2 — масленка; 3 — грузик центробежного автомата: 4 —
пружина вакуумного автомата; 5 — регулировочная шайба; 6 — вакуумный
автомат; 7 — диафрагма; 8 — магнитопровод ротора; 9 — постоянный
магнит ротора; 10 — ротор; 11 — крышка; 12 — помехоподавигельный
резистор; 13 — центральный вывод; 14 — центральный контакт-резистор;
15 — бегунок; 16 — фильц; 17 — полуэкран; 18 — винт; 19 — обмотка
статора; 20 — статор; 21 — магнитопровод обмотки статора; 22—опора
статора; 23 — шариковый подшипник; 24 — пружина центробежного
автомата; 25 — упорный шариковый подшипник (на части датчиков
устанавливается упорная шайба); 26 — втулка; 27 - валик; 28 —
октан-корректор; 29 — упорная шайба; 30 — штифт; 31 — шип валика
В корпусе 1 в двух втулках 26 установлен валик 27. На верхней части
вала смонтирован центробежный регулятор с ротором 10, на котором
установлен магнит 9. На верхней части ротора установлен бегунок 15.
В корпусе расположен статор 20, который крепится к опоре 22 с
подшипником 23.
Сверху корпус закрыт крышкой 11, в которой имеются выводы для
проводов высокого напряжения от свечей и катушки зажигания. Вал 27
распределителя зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 приводится во вращение от
шестерни распределительного вала.
Центробежный регулятор опережения зажигания трамблера ГАЗ-53
автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от
скорости вращения распределительного вала двигателя.
Несоответствие углов опережения зажигания числу оборотов обычно
бывает связано с заеданием грузиков центробежного регулятора или с
ослаблением их пружин и вызывает детонацию, снижение мощности
двигателя, а также увеличение расхода топлива.
Вакуумный регулятор опережения зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307
автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от
нагрузки на двигатель.
Ручная регулировка (при установке зажигания) осуществляется
поворотом трамблера ГАЗ-53 в корпусе привода. Для поворота
необходимо отпустить болт крепления трамблера.
Поворот корпуса распределителя зажигания на
одно деление шкалы соответствует изменению угла опережения на 4° (по
углу поворота коленчатого вала).
Установка зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307
Для установки зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307
при снятых с двигателя трамблере и его приводе необходимо:
- установить коленчатый вал в положение в.м.т. конца хода сжатия в
первом цилиндре; поставить привод распределителя на двигатель;
- установить распределитель зажигания ГАЗ-53 на двигатель и провода
высокого напряжения; установить момент зажигания.
Порядок присоединения проводов высокого напряжения от трамблера к
свечам ГАЗ-53 показан на рис.3.
Рис.3. Порядок присоединения проводов к свечам
распределителя зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307
А — перед автомобиля
Установка момента зажигания ГАЗ-53,
ГАЗ-3307 производится после установки распределителя на место в
следующем порядке:
- установить коленчатый вал в положение, при котором он перейдет на
4° в.м.т. конца хода сжатия в первом цилиндре, что соответствует
положению указателя против четвертой риски на шкиве коленчатого
вала;
- ослабить гайку крепления держателя привода распределителя
зажигания;
- снять крышку трамблера ГАЗ-53. Нажать пальцем на бегунок против
его вращения (для устранения зазора в приводе), осторожно повернуть
корпус распределителя (трамблера) до совмещения красных меток на
роторе и статоре и в этом положении закрепить гайку держателя
привода.
Установка момента зажигания автомобиля ГАЗ-53, ГАЗ-3307 должна
выполняться с большой точностью. Наличие даже небольшой неточности
вызывает повышенный расход топлива, падение мощности двигателя.
Кроме этого, могут быть случаи пробоя
прокладки головки цилиндров, прогорание поршней, клапанов и других
явлений, вызываемых детонацией.
Поэтому доводка момента зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 производится на
дороге при движении. Делается это таким образом: двигатель
прогревается до температуры жидкости в системе охлаждения 80 — 90
°С.
Двигаясь на прямой передаче по ровной дороге
со скоростью 25 км/ч, резко нажать до отказа на педаль дроссельных
заслонок и дать машине разгон до 60 км/ч.
Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная
детонация, исчезающая при скорости 45— 50 км/ч, то установка момента
зажигания выполнена правильно.
При сильной детонации повернуть корпус распределителя зажигания
ГАЗ-5, ГАЗ-33073 на одно деление шкалы октан-корректора по часовой
стрелке (каждое деление шкалы соответствует повороту коленчатого
вала на угол 4°).
При полном отсутствии детонации повернуть корпус
датчика-распределителя на одно деление против часовой стрелки. После
корректировки момента зажигания проверить его правильность,
прослушивая двигатель при движении автомобиля.
Всегда следует регулировать установку зажигания автомобиля ГАЗ-53,
ГАЗ-3307, дающей при большой нагрузке двигателя лишь легкую
детонацию. При раннем зажигании, когда слышна сильная детонация,
может быть пробита прокладка головки блока и могут прогореть клапаны
и поршни.
При позднем зажигании резко растет расход топлива, и двигатель
перегревается. Более точную установку зажигания производят с помощью
стробоскопа.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307