______________________________________________________________________________
Коробка передач КПП автомобиля ГАЗ-53 (рис.1) трехходовая, четырехступенчатая. Механизм коробки передач смонтирован в литом чугунном картере, который крепится к картеру сцепления при помощи четырех шпилек, ввернутых в картер сцепления.
Центрирование коробки относительно сцепления
обеспечивается фланцем крышки первичного вала.
Рис.1. Коробка передач КПП ГАЗ-53
1 — первичный вал; 2 — выключатель света заднего хода; 3 — шарик
фиксатора; 4 — рычаг переключения передач; 5, 13 — шестерни III
передачи; 6, 12 — шестерни II передачи; 7, 10 — шестерни I передачи
и заднего хода; 8 — сапун; 9 — вторичный вал; 11 — блок шестерен
заднего хода; 14 — картер; 15 — шестерня привода промежуточного
вала; 16 — промежуточный вал; 17 — муфта
Картер 14 коробки передач ГАЗ-53 имеет на правой стенке люк, который
закрыт штампованной крышкой. Под крышку поставлена паронитовая
прокладка. Этот люк предусмотрен для возможности установки коробки
отбора мощности на моделях автомобиля, где применяется коробка
передач от автомобиля модели 53-12.
На основной модели коробка отбора мощности не ставится.
Маслоналивное отверстие находится с левой стороны картера, а сливное
отверстие располагается в нижней части картера. В эти отверстия
ввертываются резьбовые конические пробки.
Первичный вал 1 коробки ГАЗ-53 установлен на двух подшипниках.
Передний подшипник смонтирован в гнезде коленчатого вала двигателя,
задний — в передней стенке картера коробки передач и закреплен
гайкой, навернутой на резьбу вала.
Первичный вал КПП ГАЗ-53 с помощью шлицев соединен с ведомым диском
сцепления. На заднем конце первичного вала имеются два зубчатых
венца: один с косыми зубьями, находящийся в постоянном зацеплении с
зубьями большого венца 15 блока шестерен промежуточного вала, и
другой венец с прямыми зубьями, которые при включении прямой
передачи входят в зацепление с муфтой.
На прямозубом венце первичного вала КПП ГАЗ-53 предусмотрена выемка,
которая необходима для монтажа собранного первичного вала в картере
коробки передач после установки в нем блока шестерен промежуточного
вала.
От осевого перемещения вперед первичный вал
стопорится крышкой, а от перемещения назад—упорным кольцом,
вставленным в канавку шарикоподшипника.
Вторичный вал 9 установлен на двух подшипниках: на роликовом
цилиндрическом, расположенном в гнезде первичного вала, и на
шарикоподшипнике, размещенном в задней стенке картера.
Роликоподшипник состоит из свободных роликов (без сепаратора). В
осевом направлении передние концы роликов фиксируются буртиком
первичного вала, а задние— упорной плоской шайбой, свободно
вставленной в гнездо подшипника и застопоренной разрезным пружинным
кольцом, которое установлено в канавке.
На заднем конце вала за шарикоподшипником установлены и затянуты
гайкой ведущая шестерня привода спидометра, фланец и шайба. Гайка
кернится в паз вала. В средней части вал имеет эвольвентные шлицы,
по внутренней шлифованной поверхности которых центрируется шестерня
7.
На гладкой шейке вторичного вала КПП ГАЗ-53 свободно поставлена
шестерня II передачи, которая имеет два зубчатых венца: первый с
косым зубом для постоянного зацепления с соответствующим венцом
промежуточного вала и второй с прямым зубом для зацепления с
шестерней при включении II передачи.
На переднем конце вторичного вала коробки передач ГАЗ-53 установлены
и фиксируются стопорным кольцом: шлицованная ступица, стальная
каленая втулка и шайба, упирающаяся в торец шейки, на которой
вращается шестерня II передачи.
Втулка посажена на вал плотно и фиксируется от проворачивания
стопорным штифтом, один конец которого запрессован во втулку, а
второй утоплен в шлицевой паз вторичного вала. На втулку свободно
установлена шестерня 5 III передачи.
Для смазки трущихся поверхностей шестерен II и III передач КПП
ГАЗ-53 имеются канавки на торцах шестерен и радиальные отверстия, на
наружной поверхности втулки и вала (для II передачи) нарезаны
спиральные канавки.
Для предотвращения задиров отверстия шестерен снабжены бронзовыми
втулками. Втулки растачиваются в сборе с шестернями. От осевого
перемещения вторичный вал стопорится задней крышкой и упорным
кольцом, установленным в канавке шарикоподшипника.
Промежуточный вал КПП ГАЗ-53 выполнен в виде блока четырех шестерен,
вращается на роликовом и шариковом подшипниках. Шестерни 12, 13, 15
косозубые, находятся в постоянном зацеплении с шестернями 1
(первичного), 5, 6 вторичного валов.
Шестерня 10 (прямозубая) зацепляется с шестерней 7 при включении I
передачи и с большой шестерней блока 11 при включении заднего хода.
Промежуточный вал КПП фиксируется от перемещения крышкой и упорным
кольцом шарикоподшипника, который закреплен на валу гайкой. Передний
подшипник промежуточного вала закрыт заглушкой, запрессованной в
картер заподлицо с передней стенкой. Для снятия внутреннего кольца
этого подшипника на торце большого венца имеется выемка.
Передний конец оси блока шестерен заднего хода коробки передач
ГАЗ-53 свободно вставлен в отверстие внутреннего прилива картера, а
задний конец запрессован в его заднюю стенку.
Ось застопорена штампованной стопорной
пластиной, закрепленной болтом, а также краем прилива на задней
крышке промежуточного вала, закрывающим часть торца оси.
Резьбовое отверстие в оси может быть использовано для выпрессовки ее
из картера. На оси свободно вращается двухвенцовый блок шестерен,
имеющий сталеалюминиевую втулку. Между зубчатыми венцами имеется
кольцевая канавка, в которую входит вилка включения заднего хода.
Для герметизации коробки передач ГАЗ-53 в ее задней крышке
вторичного вала установлен сальник. Кроме того, на внутренней
поверхности задней крышки нарезана маслосгонная канавка, которая,
сопрягаясь с шейкой фланца вторичного вал а, отводит масло от
сальника.
В верхней части крышки установлен сапун 8, предотвращающий
образование внутри катера избыточного давления, которое вызывает
вытекание масла из коробки передач ГАЗ-53. Аналогичная маслосгонная
канавка имеется на внутренней поверхности крышки первичного вала.
С внутренней стороны этой крышки на фланце имеется масляный канал,
по которому масло отводится из полости крышки к сточному отверстию в
передней стенке картера и далее в картер.
Включение IV и III передач коробки ГАЗ-53 осуществляется
перемещением муфты до зацепления внутренних шлиц-муфты с
блокирующими венцами соответственно первичного вала 1 и шестерни 5
III передачи. Включение II передачи осуществляется перемещением
шестерни 7 I передачи и заднего хода до зацепления ее внутренних
шлиц с блокирующим венцом шестерни 6 II передачи.
Включение I передачи достигается вводом в зацепление шестерни 7 I
передачи с венцом 10 блока шестерен промежуточного вала, а включение
заднего хода — введением блока шестерен заднего хода 11 в зацепление
с прямозубым венцом промежуточного вала с зубчатым венцом шестерни
вторичного вала 7.
Переключение передач производится с помощью рычага 4 качающегося
типа, нижний конец которого входит в пазы переводных головок и
вилки, установленных на штоках. Шаровая опора рычага расположена в
сферической части штампованного колпака и поджимается к его
сферической поверхности конической пружиной.
Колпак удерживается в крышке с помощью запрессованных в горловину
двух цилиндрических штифтов, свободные концы которых входят в
канавки шаровой опоры рычага и удерживают его от проворачивания
вокруг оси.
Для переключения передач в верхней крышке КПП ГАЗ-53 смонтированы
три штока, снабженных фиксаторами 3, обеспечивающими фиксированное
положение вилок на всех передачах, и замковым устройством,
предохраняющим коробку от одновременного включения двух передач. На
верхней крышке над штоком заднего хода установлен выключатель 2
света заднего хода.
Уход за коробкой передач ГАЗ-53 заключается в подтяжке точек
крепления к картеру сцепления и проверке уровня масла в картере,
доливке его и смене в соответствии с картой смазки.
Сливают масло сразу после поездки, пока оно горячее. Если
отработанное масло оказывается сильно загрязненным, коробку
промывают. Уровень масла проверяют через маслоналивное отверстие
картера коробки передач на автомобиле, стоящем на горизонтальной
площадке.
Делают это через некоторое время после поездки, чтобы дать возможность маслу остыть и стечь со стенок, а пене осесть.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307