______________________________________________________________________________
Дизельный двигатель Д-245, устанавливаемые
на автомобили ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко, представляют
собой четырехтактные, четырехцилиндровые, вертикальные, рядные
дизели с турбонаддувом всасываемого в цилиндры воздуха водяного
охлаждения со стартерным пуском.
Головка и блок цилиндров дизеля Д-245
Блок цилиндров двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308,
ГАЗ-33081 Садко является основной корпусной деталью дизеля и
представляет собой жесткую чугунную отливку. В вертикальных
расточках блока установлены четыре съемные гильзы 5, изготовленные
из специального чугуна.
Гильзы дизеля Д-245 устанавливаются в блок цилиндров по двум
центрирующим поясам: верхнему и нижнему. В верхнем поясе гильза
фиксируется и уплотняется буртом, а в нижнем – двумя резиновыми
кольцами 6, установленными в канавках блока.
Рис. 1. Блок цилиндров дизельного двигателя ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
1- крышка распределения; 2 прокладки; 3 - шит распределения; 4 блок
цилиндров: 5 - гильза; 6 - кольца (8 шт.); 7 - задний лист; 8 -
манжета; 9 - корпус манжеты: 10 - опора картера; 11- крышки коренных
подшипников (5 шт.)
Торцовые стенки и поперечные перегородки блока цилиндров двигателя
Д-245 (ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко) в нижней части имеют
приливы, предназначенные для образования верхних опор коленчатого
вала.
На эти приливы установлены крышки 11, которые служат нижними опорами
коленчатого вала. Приливы вместе с крышками 11 образуют постели для
коренных подшипников.
Постели под вкладыши коренных подшипников
расточены в сборе с крышками коренных подшипников, поэтому менять
крышки местами нельзя.
Блок цилиндров ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко имеет продольный
канат, от которого по поперечным каналам масло поступает к коренным
подшипникам коленчатого вата и подшипникам распределительного вала.
Блок цилиндров дизеля Д-245 во второй и четвертой верхних опорах
коленчатою вала имеет форсунки, которые служат для охлаждения
поршней струей масла.
На наружных поверхностях блока цилиндров дизеля имеются обработанные
привалочные плоскости для крепления центробежного масляного фильтра
водяного насоса, фильтров грубой и тонкой очистки топлива,
маслозаливной горловины и масляного картера, который крепится
болтами и уплотняется резиновыми полукольцами и прокладками.
Гильзы цилиндров Д-245 отлиты из специального сплава, обладающего
высокой износостойкостью. Гильзы - мокрые, съемные. В верхней части
имеют бурт, выступание которого над поверхностью блока составляет
0,05...0.11 мм. В нижней части гильзы уплотняются двумя
уплотнительными кольцами. Внутренняя поверхность гильзы подвергнута
специальному хонингованию.
Гильзы цилиндров Д-245 по внутреннему диаметру выпускают трех
размерных групп. Обозначение групп (Б, С, М) наносится на верхнем
бурте гильзы и на днище поршня.
Рис. 2. Головка цилиндров двигателя ГАЗ-3309, ГАЗ-3308,
ГАЗ-33081 Садко
1 - прокладка головки; 2 - канал впуска воздуха; 3 - втулка
направляющая; 4 - клапанные пружины; 5 - тарелка клапана; 5а -
сухарь; б - шпилька стойки; 7- отверстие под форсунку; 8 - впускной
клапан; 9 — выпускной клапан; 10 - отверстие под штангу; 11 -
стойка; 12 - ось коромысел; 13 - коромысло: 14-форсунка
Головка цилиндров дизельного двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко изготовлена из специального чугуна и имеет
внутренние впускные и выпускные каналы, закрываемые соответствующими
клапанами 8, 9. Головка имеет внутренние полости, в которых
циркулирует охлаждающая жидкость для отвода тепла.
Головка цилиндров дизеля Д-245 имеет вставные седла клапанов,
изготовленные из жаропрочного и износостойкого сплава. Сверху на
головке цилиндров устанавливаются стойки 11, ось 12 с коромыслами
13, крышка головки, впускной коллектор и колпак крышки, закрывающий
клапанный механизм.
Со стороны топливного насоса в головке установлены четыре форсунки
14, а со стороны генератора к головке крепится выпускной коллектор.
Для уплотнения разъема между головкой и блоком цилиндров установлена
прокладка из асбостального полотна, отверстия которой для гильз
цилиндров и масляного канала окантованы листовой сталью.
Непосредственно перед установкой на дизель Д-245 цилиндровые
отверстия прокладки дополнительно окантовывают фторопластовыми
разрезными кольцами.
КШМ двигателя Д-245 (ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко)
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма Д-245 являются:
коленчатый вал 2 с противовесами 3, поршни 4 с поршневыми кольцами 5
и пальцами 6; шатуны, коренные 9 и шатунные 12 подшипники; маховик.
Коленвал двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081
Садко стальной, имеет пять коренных и четыре шатунных шейки,
подвергнутые индукционной закалке для повышения прочности и
износостойкости.
В шатунных шейках коленвала имеются полости
для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек закрыты
резьбовыми заглушками 10.
Осевое усилие коленчатого вала двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко воспринимается четырьмя полукольцами 13,
установленными в расточках блока цилиндров и крышки 5-го коренного
подшипника. Противовесы 3 устанавливаются на 1, 4, 5 и 8-й щеках
коленчатого вала.
На передний конец коленвала Д-245 вала устанавливаются шестерня 14
коленчатого вала, шестерня 15 привода масляного насоса и шкив 1
привода водяного насоса и генератора. На заднем фланце вала крепится
маховик.
Коленчатые валы Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081
Садко могут изготовляться и устанавливаться на дизеле двух
производственных размеров (номиналов) 1Н и 2Н.
Коленчатый вал с шатунными и коренными
шейками 2Н имеет на первой щеке дополнительную маркировку: 2К -
коренные шейки 2-го номинала; 2Ш шатунные шейки 2-го номинала; 2КШ -
шатунные и коренные шейки 2-го номинала.
Чтобы продлить срок службы коленвала Д-245 при их износе выше
допустимого предела, рекомендуется перешлифовывать шейки на
ремонтные размеры. Для получения желаемого зазора в подшипниках
необходимо устанавливать ремонтные вкладыши, соответствующие
ремонтным размерам шеек.
Шатун Д-245 изготовлен из хромистой стали, кованый, двутаврового
сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована биметаллическая
(сталь-бронза) втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней
головке шатуна и втулке имеется отверстие.
Нижняя головка шатуна имеет горизонтальный разъем с крышкой.
Растачивание постели под сталеалюминиевые вкладыши производится в
сборе с крышкой.
Шатун и крышка двигателя ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко имеют
на боковых торцах одинаковую цифровую маркировку для правильной
сборки. Кроме того, на торце верхней головки шатуна имеется
маркировка весовой группы. Дизели должны быть укомплектованы
шатунами одной весовой группы.
Поршень изготовлен из алюминиевого сплава. В днище поршня имеется
тороидальная камера сгорания. В верхней части поршень имеет четыре
канавки под поршневые кольца.
Верхнее компрессионное кольцо покрыто хромом и имеет бочкообразную
форму. Верхнее компрессионное кольцо дизелей Д-245 покрыто хромом и
имеет трапецеидальную форму. Кольцо установлено в канавке
специальной вставки из износостойкого чугуна в теле поршня.
Поршневой палец двигателя Д-245 (ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081
Садко) плавающего типа, полый, изготовлен из хромоникелевой стати.
Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничивается двумя
стопорными кольцами.
Маслосъемное кольцо коробчатого типа с расширителем имеет маркировку
"ВЕРХ" на торцовой поверхности, обращенной к днищу поршня. Кольцо
имеет хромистое покрытие для повышения износостойкости.
Поршни по наружному диаметру юбки классифицируют на три размерные
группы (Б. С, М), которые маркируются на днище поршня.
Механизм газораспределения двигателя Д-245 автомобилей
ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
Механизм газораспределения (рис. 3) имеет подвесную клапанную
систему. Впускной и выпускной клапаны 14 связаны с распределительным
валом 1 через толкатели 2, штанги 3. регулировочные винты 4 и
коромысла 7.
Толкатели 2 имеют сферические опорные поверхности и в процессе
работы совершают вращательное движение. Стальные штанги 3 имеют
закаленные сферическую и чашеобразную части.
Рис. 3. Механизм газораспределения Д-245 (ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко)
1-распределительный вал: 2 - толкатель; 3 - штанга: 4 -
регулировочный винт; 5 - контргайка; 6 - ось коромысел; 7 -
коромысло; 8 - сухари; 9- тарелка; 10- уплотнительная манжета;
11-пружина наружная; 12-пружина внутренняя; 13 - стойка; 14 -
направляющая втулка; 15 - клапан: 16 - крайняя стойка; 17 - пружина
оси коромысел
Коромысла 7 - стальные, качаются на оси 6, установленной на четырех
стойках 13. Крайние стойки 16 - повышенной жесткости. Ось 6 полая,
имеет восемь радиальных сверлений для смазки коромысел. Осевое
перемещение коромысел ограничивается пружинами 17.
Впускные и выпускные клапаны Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308,
ГАЗ-33081 Садко изготовлены из жаропрочной стали и перемещаются в
направляющих втулках 14, запрессованных в головку цилиндров.
Каждый клапан закрывается под действием двух пружин 11, 12, которые
воздействуют на него через тарелку 9 и сухари 8. Уплотнительные
манжеты 10, установленные на направляющих втулках 14, исключают
попадание масла в цилиндры дизеля по зазорам между стержнями
клапанов и направляющими втулками.
Рис. 4. Распредвал д-245
1 - кулачки распределительного вала; 2 - опорные шейки: 3
ограничительная пластина; 4 - шестерня распределительного вала;
Распределительный вал двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко (рис. 4) имеет три опорные шейки 2 и
приводится во вращение от коленчатого вала через шестерню
распределения. Подшипниками распределительного вала служат три
втулки, запрессованные в расточки блока цилиндров.
Передняя втулка (со стороны вентилятора) распредвала Д-245 из
алюминиевого сплава имеет упорный бурт, который с помощью пластины 3
удерживает вал от осевого перемещения. Средняя и задняя втулки -
чугунные. Ограничительная пластина 3 крепится болтами 7 к блоку
цилиндров.
Шестерня распределения 4 посажена на шпонке и закреплена на валу с
помощью болта 6 я стопорной шайбы 5.
Рис. 5. Шестерни распределения дизельного двигателя Д-245
1 - шестерня привода масляного насоса рулевого управления; 2-
шестерня распределительного вала; 3 - промежуточная шестерня; 4 -
шестерня привода топливного насоса; 5 - шестерня коленчатого вала; 6
- шестерня привода масляного насоса системы смазки; К, Р и Т-метки
на промежуточной шестерне
Шестерни распределения (рис. 5) дизельного двигателя автомобилей
ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко смонтированы в чугунной крышке
распределения, прикрепленной болтами к блоку цилиндров. Шестерни
распределения 5, 3, 4 передают крутящий момент от коленчатого вала к
топливному насосу и масляному насосу рулевого управления и управляют
впрыском топлива в цилиндры и фазами газораспределения.
Шестерни имеют метки К, Р, Т. При сборке необходимо совместить метки
К, Р и Т промежуточной шестерни 3 с соответствующими метками на
шестернях 5, 2 и 4 коленчатого вала, распределительного вала и вала
топливного насоса.
Диаграмма фаз газораспределения дизельного двигателя Д-245
(ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко). При работе дизеля в режиме
высокой частоты вращения время открытого положения клапанов должно
быть увеличено их перекрытием, чтобы впустить как можно больше
воздуха и удалить из цилиндров как можно больше выхлопных газов.
Впускные клапаны открываются до окончания хода выхлопа и остаются
открытыми после начала хода сжатия. Выпускные клапаны открываются
раньше конца хода сжатия и остаются открытыми после начала хода
всасывания.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Компоненты топливной системы двигателя Д-245
Система смазки и охлаждения дизельного двигателя Д-245
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307