______________________________________________________________________________
Система охлаждения двигателя ГАЗ-53 (рис.1)
— жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости,
заполняется низкозамерзающей жидкостью Тосол.
Система охлаждения ГАЗ-53 состоит из водяной рубашки двигателя,
водяного насоса, радиатора, термостата, вентилятора с кожухом,
жалюзи, пробки радиатора (с клапанами) и соединительных шлангов.
Емкость системы - 21,5 л.
Наиболее выгодный температурный режим работы двигателя находится в
пределах 80 — 90 °С. Указанная температура поддерживается при помощи
термостата 6, действующего автоматически, и жалюзи, управляемых
водителем.
Рис.1. Система охлаждения ГАЗ-53
1 — радиатор; 2 — датчик сигнализатора перегрева двигателя; 3 —
водяной насос; 4 — перепускной шланг; 5 — шланг радиатора
подводящий; 6 — термостат; 7 — датчик указателя температуры
охлаждающей жидкости; 8 — штуцер подсоединения подогревателя; 9 —
водяная рубашка блока цилиндров; 10 — шланг радиатора отводящий; 11
— кран сливной радиатора; 12 — вентилятор; 13 — жалюзи; 14 — кожух
вентилятора; 15 —пробка радиатора
Для контроля температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов
имеется указатель температуры, датчик 7 (ТМ100-В) которого
устанавливается в водяной рубашке впускной трубы. Кроме того, на
щитке приборов имеется сигнальная лампа, загорающаяся при повышении
температуры охлаждающей жидкости до 104—109 °С.
Датчик 2 сигнализатора (ТМ104-Т) ввернут в верхний бачок радиатора.
При загорании лампы следует немедленно остановить двигатель,
выяснить и устранить причину его перегрева.
Термостат ГАЗ-53 с твердым наполнителем, одноклапанный ТС 108
(рис.2). Устанавливается в специальной полости на выходе охлаждающей
жидкости из впускной трубы.
Термостат из клапана 3, седла 2, термосилового элемента 5 со штоком
1 и пружины 4, где Л — ход клапана.
Рис.2. Термостат ГАЗ-53
Клапан термостата ГАЗ-53 начинает открываться при температуре 78—82
°С, а при температуре 93 — 95 °С он полностью открыт.
Водяной насос (помпа) ГАЗ-53 центробежного типа (рис.3). Валик 2
водяного насоса вращается в двух шариковых подшипниках, на концах
имеет лыски.
На один конец вала напрессовывается крыльчатка помпы ГАЗ-53, а на
другой — ступица. Крыльчатка закреплена болтом, ввернутым в
резьбовое отверстие в торце вала. Ступица закреплена гайкой,
навернутой на резьбовой конец вала.
Шариковые подшипники с находящейся между ними распорной втулкой,
зажаты между ступицей шкива и упорным кольцом; имеют с наружных
торцов войлочные сальники, вмонтированные в наружные обоймы
подшипников, закрепленных в корпусе запорным кольцом.
Рис.3. Водяной насос (помпа) ГАЗ-53
Полость помпы ГАЗ-53, в которой циркулирует охлаждающая жидкость,
отделена от полости, в которой вмонтированы подшипники, резиновым
самоподвижным сальником с уплотняющей шайбой из графитосвинцовой
композиции.
В углубление крыльчатки помпы устанавливаются пружина 8, латунные
обоймы 9 и 10, манжета 11, уплотняющая шайба 12 и запираются кольцом
13. Жидкость, просачивающаяся через сальник, стекает наружу через
отверстие 7 в корпусе 3.
Через пресс-масленку 5, ввернутую в корпус водяного насоса (помпы)
ГАЗ-53, подшипники смазываются до тех пор, пока смазка не покажется
в контрольном отверстии 4. Излишки смазки следует немедленно убрать
во избежание попадания ее на ремни привода вентилятора и водяного
насоса и ручьи шкива.
Замасленные ремни и ручьи необходимо протереть тряпкой, слегка
смоченной в бензине. Для смазывания подшипников используется смазка
Литол-24. В качестве дублирующей допускается использовать жировой
смазочный материал.
Радиатор ГАЗ-53 системы охлаждения (см. рис.1) - трубчато-ленточный,
медно-латунный, состоит из латунных (верхнего и нижнего) бачков,
набора вертикальных латунных плоско-овальных трубок с располагаемыми
между ними гофрированными медными лентами, пластин крепления
радиатора, пробки радиатора и сливного краника.
К верхнему и нижнему бачкам радиатора ГАЗ-53 припаяны две стальные
боковые стойки-пластины, которые придают радиатору необходимую
жесткость, а также обеспечивают возможность крепления к нему кожуха
вентилятора.
Радиатор ГАЗ-53 в нижней части крепится к специальным кронштейнам на
раме посредством резиновых прокладок и в верхней части — двумя
тягами.
Пробка радиатора имеет два клапана: паровой,
открывающийся при избыточном давлении 45 — 60 кПа, и воздушный,
открывающийся при разрежении 1 — 10 кПа.
Вентилятор ГАЗ-53 — шестилопастный, металлический, состоит из двух
крестовин, между которыми вклепаны лопасти, крепится совместно со
шкивом четырьмя болтами к ступице валика помпы.
Вентилятор статически сбалансирован, приводится в движение от шкива
коленчатого вала клиновым ремнем. Натяжение ремня осуществляется
поворотом генератора, который приводится в движение этим же ремнем.
Правильность натяжения ремня проверяют нажатием пружинным
динамометром на него усилием 34 — 44 Н. При этом ремень вентилятора
должен прогибаться на 10 — 15 мм.
Кожух вентилятора ГАЗ-53 — штампованный, металлический, значительно
повышает эффективность работы вентилятора.
Жалюзи — металлические, пластинчатые, управляются проволочной тягой
с места водителя. Ручка тяги имеет несколько фиксируемых положений
закрытия жалюзи для обеспечения необходимого температурного режима
работы двигателя.
Верхний бачок радиатора ГАЗ-53 должен быть заполнен до заливной
горловины. Понижение температуры приводит к снижению уровня
жидкости, в связи с чем при отрицательных температурах возможно
снижение ее уровня в радиаторе.
Однако даже при температурах ниже— 30°С уровень жидкости в радиаторе
должен быть выше торцов охлаждающих трубок не менее чем на 50 мм.
При прогреве двигателя с повышением температуры охлаждающей жидкости
повышается ее уровень.
При отрицательных температурах допускается
проверку уровня жидкости проводить на прогретом двигателе, для чего
снимают пробку с радиатора ГАЗ-53 и убеждаются в наличии охлаждающей
жидкости в верхнем бачке радиатора; устанавливают пробку на место,
обращая внимание на ее установку; пробка должна плотно закрывать
горловину радиатора для обеспечения герметичности системы
охлаждения; прогреть двигатель до температуры выше 90 °С.
В случае частой доливки жидкости следует проверить герметичность
системы охлаждения ГАЗ-53. Допускается временно добавлять в систему
охлаждения воду.
Порядок заливки воды: охладить двигатель, снять пробку с радиатора,
залить в радиатор воду до указанного уровня, поставить на место
пробку радиатора.
Следует иметь в виду, что при добавлении воды температура замерзания
смеси повышается, поэтому при первой возможности систему необходимо
отремонтировать и залить жидкость Тосол А-40.
В качестве низкозамерзающей охлаждающей жидкости могут
использоваться Тосол А-65 и антифризы марок "40" и "65". Заливку
низкозамерзающими жидкостями надо производить осторожно, не проливая
ее.
При ежедневном осмотре перед выездом проверяют натяжение ремней
вентилятора. Ремень натянут правильно, если при нагрузке в 35 — 45 Н
на середине участка между шкивами генератора и вентилятора прогиб
будет в пределах 10 — 15 мм. Натяжение контролируют пружинным
динамометром.
При заедании промывают в керосине и смазывают тягу жалюзи смазкой,
предварительно вынув ее из оболочки. Если заправлена система
низкозамерзающей жидкостью при СО (осенью), проверяют плотность
охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078— 1,085 г/см3 при
20°С.
Через 4 года эксплуатации автомобиля ГАЗ-53 охлаждающую жидкость
меняют, предварительно промыв систему охлаждения, для чего сливают
охлаждающую жидкость, заполняют систему водой, пускают двигатель и
прогревают его, затем, остановив, сливают воду, после охлаждения
двигателя снова заполняют систему водой, повторяют промывку.
Жидкость из системы охлаждения ГАЗ-53 сливают при открытой пробке
радиатора через три краника: с правой стороны блока цилиндров, на
радиаторе и на шланге отопителя кабины.
В случае применения в системе охлаждения воды следует иметь в виду,
что применение доброкачественной воды является одним из основных
условий технически правильной эксплуатации двигателей,
предупреждающей образование накипи и коррозии в системе охлаждения,
что может привести к серьезным неполадкам, например к закупорке
трубок радиатора.
В систему охлаждения ГАЗ-53 следует заливать мягкую чистую воду,
лучше всего дождевую или снеговую. Применение воды с высокой
жесткостью — артезианской или ключевой, а тем более морской —
недопустимо.
Воду в системе охлаждения следует менять но возможности реже.
Сливать воду необходимо в чистую посуду для того, чтобы можно было
вновь заливать ее в систему.
Рис.4. Промывка системы охлаждения ГАЗ-53
1 — радиатор; 2 — блок цилиндров; 3 — водяной насос
Весной и осенью в случае применения воды систему охлаждения ГАЗ-53
промывают. Водяную рубашку двигателя и радиатор промывают отдельно.
Промывку ведут в направлении, обратном
циркуляции воды при работе системы (рис.4). При промывке водяной
рубашки двигателя необходимо снять термостат и вывернуть сливные
краники. Радиатор снимают и промывают отдельно.
Радиатор ГАЗ-53 ремонтируют только в случае незначительного числа
разрушенных трубок (не более 4 шт.) и их подпайке не более чем в
пяти местах в сердцевине. Наплыв припоя должен быть не свыше 1,5
см2. После пайки охлаждающие пластины и гофрированные ленты
выправляют, радиатор подвергают проверке на герметичность.
Наиболее характерными неисправностями помпы ГАЗ-53 является течь
воды через сальник крыльчатки в результате износа уплотняющей шайбы
или манжеты сальника и изнашивание подшипника валика. Эти
неисправности устраняются заменой изношенных деталей новыми.
Снимают водяной насос ГАЗ-53 с крышки распределительных шестерен.
Зажав ступицу шкива в тисках, отвертывают болт крепления крыльчатки
водяного насоса и снимают шайбы. Съемником спрессовывают крыльчатку
с вала помпы.
Перед снятием крыльчатки, чтобы не повредить резьбу в валике
водяного насоса, между торцом валика и болтом съемника необходимо
поставить шайбу. Снимают запорное кольцо и вынимают уплотняющую
шайбу, манжету сальника, обоймы манжеты и пружину сальника.
Промывают и очищают детали водяного насоса.
Собирают крыльчатку с сальником, для чего в заднее углубление на
крыльчатке укладывают последовательно пружину сальника, обоймы
сальника, резиновую манжету, уплотняющую шайбу, и все эти детали
закрепляют запорным кольцом.
Если абсолютная величина изнашивания уплотняющей шайбы невелика, то
ее можно установить вновь, повернув неизношенной стороной к корпусу
водяного насоса.
Торец корпуса помпы ГАЗ-53, по которому работает уплотняющая шайба,
смазывают тонким слоем графитового смазочного материала перед
напрессовкой крыльчатки на валик насоса. Это улучшает качество
приработки рабочих поверхностей уплотняющей шайбы и торца корпуса
помпы.
Напрессовывают крыльчатку на валик. Напрессовку производят до упора
ступицы крыльчатки в торец лыски валика. На болт крепления
крыльчатки надевают пружинную шайбу, плоскую шайбу и ввертывают болт
в задний торец валика до упора; привертывают помпу к крышке
распределительных шестерен, заменив его прокладку новой.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Блок цилиндров и головка блока ГАЗ-53
Коленвал и поршневая группа ГАЗ-53
Газораспределительный механизм и клапаны ГАЗ-53
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307