______________________________________________________________________________
Картер заднего моста автомобилей ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309 коробчатого сечения сварен из стальных штампованных
кожухов, к которым приварены задняя крышка, подушки рессор, цапфы с
фланцами для установки тормозных механизмов и ступиц колес,
усилитель для крепления редуктора.
Устройство редуктора и ступиц заднего моста автомобилей ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309 показано на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Редуктор заднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
1 - передняя крышка; 2 - муфта с наружными
кольцами под-шипников; 3, 19, 23, 31, 34 - болты; 4, 20 - прокладки;
5, 9, 29, 33 - гайки; 6 - ведущая шестерня; 7- переходник фланца; 8
- фланец с отражателем; 10 - манжета; 11 - маслосгонное кольцо; 12,
15, 17, 21 - подшипники; 13 - регулировочные прокладки; 14 -
регулировочное кольцо; 16, 38 -пробки; 18 - стопорное кольцо; 22 -
шестерня полуоси; 24, 36 - опорные шайбы; 25, 28 - коробки
дифференциала (правая и левая); 26 - крестовина; 27 - ведомая
шестерня; 30 - крышка подшипника дифференциала; 32 - стопорная
пластина; 35 - сателлит; 37 - регулировочный винт; 39 -втулка; 40 -
маслоприемная трубка; 41 - картер редуктора
Редуктор заднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 собран в отдельном литом
картере 41 (см. рис. 1) из высокопрочного чугуна, который
устанавливают в отверстие картера моста и крепят болтами 34.
В
картере редуктора установлены муфта 2 подшипников с ведущей
шестерней б, фланцем 8 и переходником 7 фланца, а также
дифференциал, корпус которого состоит из правой 25 и левой 28
коробок, соединенных болтами 23. На левой коробке болтами и гайками
закреплена ведомая шестерня 27.
Шестерни главной передачи редуктора заднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
гипоидные. Ось ведущей шестерни смещена вниз относительно оси
ведомой шестерни на 32 мм.
Предварительный натяг подшипников ведущей
шестерни регулируется кольцом 14, расположенным между внутренними
обоймами конических подшипников 12 и 15. Для предотвращения
чрезмерной деформации ведомой шестерни в картере установлен упор,
регулируемый винтом 37.
Дифференциал ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 в сборе с коническими подшипниками
21 установлен в гнездах картера редуктора, закрытых крышками 30,
закрепленными болтами. Предварительный натяг подшипников
дифференциала регулируют гайками 33. Этими же гайками регулируют
боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи.
В корпусе дифференциала редуктора моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
установлены шестерни 22 полуосей и четыре сателлита 35, размещенные
на шипах крестовины 26. Под сателлитами и полуосевые шестернями
установлены опорные шайбы 24 и 36. В шлицевые отверстия полуосевых
шестерен вставлены полуоси 2 (рис.2), прикрепленные фланцем к
ступице колеса гайками и шпильками.
Ступицы задних колес вращаются на конических роликовых подшипниках 4
и 5, установленных на цапфах заднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309.
Крепление и регулировка подшипника проводятся гайкой 15, навинченной
на резьбовой конец цапфы картера.
Регулировочная гайка стопорится шайбой 16 и гайкой 11. С внутренней
стороны ступицы установлена манжета 11, предохраняющая выход смази
из ступицы, и маслоотражатель 8 с уплотнительным кольцом и трубкой
для защиты накладок тормозных механизмов от попадания масла.
Рис. 2. Ступица заднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
1 - болт; 2 - полуось; 3 - прокладка; 4, 5 - подшипники; 6
-тормозной барабан; 7 - ротор АБС; 8 - маслоотражатель с
уплотнительным кольцом и трубкой; 9, 18 - гайки; 10 - втулка; 11 -
манжета; 12 - задний тормоз; 13 - упорное кольцо; 14 - ступица: 15,
17 - гайки подшипников; 16 - стопорная шайба
Снятие заднего моста автомобилей ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Снятие моста с автомобиля необходимо проводить в следующем порядке:
- ослабить гайки крепления задних колес
- отсоединить карданный вал от переходника фланца ведущей шестерни
(от фланца ведущей шестерни);
- отсоединить от уравнителя тросы привода стояночного тормоза;
- отсоединить шланги тормозной системы, снять тормозные трубки.
Отсоединить электрические кабели и датчики АБС;
- отвернуть гайки крепления стремянок рессор, снять стремянки,
подкладки и на кладки рессор;
Перед разборкой необходимо отвернуть сливную пробку и слить масло.
Разборку заднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 надо проводить в следующем
порядке:
- отвернуть гайки крепления полуосей и вынуть полуоси с помощью
демонтажных болта
- снять прокладки фланца полуоси;
- отвернуть контргайку наружного подшипника ступицы, снять стопорную
шайбу, отвернуть внутреннюю гайку подшипника ступицы;
- снять тормозной барабан со ступицей в сборе;
- выпрессовать манжету, упорную шайбу и внутреннего кольцо
подшипника. Манжета подлежит замене при затвердевании рабочей кромки
или наличии трещин из-за старения резины;
- в случае замены подшипников выпрессовать из ступицы заднего моста
ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 наружное кольцо внутреннего подшипника с помощью
съемника и захвата. Лапки захвата подвести под торец кольца и
развести до упора ввертыванием болта в ось. Снять кольцо подшипника
вращением винта съемника;
- выпрессовать аналогичным образом наружное кольцо наружного
подшипника ступицы;
- отвернуть болты крепления и снять маслоотражатель в сборе;
- отвернуть гайки, вынуть болты крепления торцов к фланцу картера и
снять тормоз в сборе и кронштейны маслоотражателя;
- отвернуть гайки болтов крепления и снять переходник фланца ведущей
шестерни;
- вывернуть болты крепления редуктора к картеру и снять редуктор с
помощью демонтажных болтов;
- снять прокладку редуктора;
- вывернуть сапун;
- для снятия изношенной втулки манжеты с цапфы картера снять слой
металла с поверхности втулки глубиной не менее 3 мм в двух
диаметрально противоположных местах и разрубить зубилом втулку, не
повреждая поверхность цапфы картера моста.
Разборка редуктора заднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Разборку редуктора необходимо проводить в следующем порядке:
- вывернуть пробку контрольного отверстия;
- вывернуть пробку маслоприемной трубки;
- вывернуть болт крепления и вынуть из масляного канала пружину,
тарелку и трубку;
- расконтрить и вывернуть регулировочный винт упора;
- снять с регулировочного винта втулку и пружинное кольцо;
- вывернуть болты крепления стопорных пластин гаек подшипников
дифференциала, снять стопорные пластины;
- отвернуть регулировочные гайки 33 (см. рис.1) с помощью
специального ключа.
Разборку редуктора заднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 необходимо
проводить в следующем порядке:
- расшплинтовать гайку на хвостовике ведущей шестерни;
- отвернуть гайку и снять шайбу;
- снять фланец ведущей шестерни редуктора заднего моста ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309;
- снять переднюю крышку, прокладку и маслосгонное кольцо;
- снять муфту подшипников вместе с внутренним кольцом переднего
конического подшипника;
- снять регулировочное кольцо;
- в случае замены спрессовать внутреннее кольцо заднего конического
подшипника с помощью съемника, установив в него вкладыши.
Для снятия кольца подшипника сжать гайками опоры до контакта
заплечиков вкладышей с торцом внутреннего кольца подшипника или с
упорным буртом роликов внутреннего кольца, для этого необходимо
снять ролики.
Разборку дифференциала моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 надо проводить в
следующем порядке:
- отвернуть гайки и снять болты крепления ведомой шестерни к
коробкам дифференциала;
- снять ведомую шестерню с коробки дифференциала;
- отогнуть стопорную пластину, вывернуть болт и снять
маслоуловитель;
- в случае замены спрессовать с правой и левой коробок дифференциала
внутренние кольца подшипников. Для этого надо использовать съемник с
вкладышами;
- вывернуть болты крепления коробок дифференциала ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309, разъединить коробки, вынуть крестовину, шестерни полуосей,
опорные шайбы, снять с крестовины опорные шайбы и сателлиты.
Регулировка главной передачи заднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Подшипники и зацепление шестерен главной передачи ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
регулируются на заводе и, как правило, не требуют регулировки в
эксплуатации. Их регулировка необходима лишь после переборки моста и
при замене каких-либо деталей либо при большом износе подшипников.
Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, увеличившийся
вследствие износа зубьев, уменьшать регулировкой нельзя, так как это
приведет к нарушению зацепления зубьев. В результате этого
увеличится шум или может произойти поломка зубьев.
Люфт в конических подшипниках следует устранять, не нарушая
взаимного положения ведомой и ведущей шестерен. Ниже приведен
порядок проведения различных регулировок.
Регулировка преднатяга подшипников ведущей шестерни редуктора
ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Необходимость в регулировке подшипников можно определить по наличию
осевого люфта вала ведущей шестерни. Осевой люфт замеряют с помощью
индикаторного приспособления (переходник фланца снят) при
перемещении вала ведущей шестерни из одного крайнего положения в
другое, а при отсутствии приспособления - покачиванием фланца рукой.
При наличии осевого люфта ведущей шестерни в конических подшипниках
более 0,03 мм необходимо сначала подтянуть гайку крепления фланца.
Для этого расшплинтовать гайку и затянуть моментом 280-400 Нм (28-40
кг/см).
Если после затяжки гайки момент сопротивления вращению ведущей
шестерни главной передачи заднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 окажется
больше нормы, указанной ниже, значит, сильно изношены торцы
внутренних колец подшипников и регулировочное кольцо.
В этом случае для регулировки подшипников необходимо подобрать
кольцо большей толщины. Регулировочные кольца, выпускаемые толщиной
12,10-12,94 мм, разбиты на 22 группы. Толщина колец соседних групп
отличается на 0,04 мм.
Если толщина регулировочного кольца превышает требуемую, то подтяжка
гайки не приведет к устранению люфта и увеличению сопротивления при
вращении ведущей шестерни в подшипниках.
В этом случае необходимо отрегулировать преднатяг подшипников
главной передачи моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 за счет уменьшения толщины
регулировочного кольца, установленного между внутренними кольцами
конических подшипников.
Для этого необходимо выполнить следующее:
- снять ведущую шестерню в сборе;
- отвернуть гайку крепления фланца;
- снять фланец, крышку сальника, маслосгонное кольцо, внутреннее
кольцо наружного подшипника и регулировочное кольцо. Подобрать
регулировочное кольцо меньшей толщины.
Уменьшение толщины кольца должно быть равно сумме замеренного
индикатором осевого люфта и величины 0,05 мм (преднатяг
подшипников).
Собрать муфту в обратном порядке и затянуть гайку. При затяжке гайки
надо проворачивать ведущую шестерню главной передачи ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309 для правильной установки роликов в подшипниках. Гайку
затянуть указанным выше крутящим моментом, причем одна из ее
прорезей должна совпасть с отверстием под шплинт.
Нельзя даже немного отворачивать гайку назад для совпадения
отверстия для шплинта с прорезью гайки, так как при недостаточной
затяжке возможно проворачивание внутреннего кольца наружного
подшипника, износ регулировочного кольца и, как следствие,
увеличение люфта ведущей шестерни.
Проверить затяжку подшипников. При правильной регулировке момент
сопротивления вращению ведущей шестерни должен находиться в пределах
1,5—3,0 Нм (0,15-0,30 кг/см). Проверку следует проводить с помощью
динамометра.
Для этого зажать муфту в тисках, зацепить за отверстие фланца крючок
динамометра и плавно поворачивать шестерню. Показами на шкале
динамометра должны находиться в пределах 29-51 Н (2,9-5,1 кгс).
Если момент сопротивления вращению подшипников в пределах нормы,
нужно зашплинтовать гайку и установить ведущую шестерню в сборе в
картер заднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309, в противном случае
необходимо повторить регулировку.
Если при этом окажется, что момент сопротивление вращению меньше
требуемого, необходимо уменьшить толщину регулировочного кольца, а
если превышает требуемый, то необходимо подобрать кольцо большей
толщины.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Основные детали двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-3307
Рабочие системы двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-3307
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307