______________________________________________________________________________
Раздаточная коробка автомобиля
ГАЗ-66
Раздатка автомобиля ГАЗ-66 (рис.1) служит для увеличения крутящего
момента и передачи его к заднему и переднему мостам. В раздаточной
коробке помещается также устройство для включения и выключения
переднего ведущего моста.
Раздатка автомобиля ГАЗ-66 с
блокированным приводом представляет собой один агрегат с
дополнительной коробкой передач и включает в себя:
- ведущий вал с подвижным на шлицах зубчатым колесом включения
прямой (задний мост) и понижающей передачи;
- вал привода заднего моста с зубчатым колесом, имеющим наружный и
внутренний зубчатые венцы;
- промежуточный вал с зубчатым колесом включения понижающей передачи
и подвижным (на шлицах) зубчатым колесом включения заднего и
переднего мостов;
- вал привода переднего моста с зубчатым колесом;
- механизм управления.
На автомобилях ГАЗ-66, предназначенных для работы в тяжелых дорожных
условиях, устанавливают дополнительную коробку передач с двумя
понижающими или одной прямой и одной понижающей передачами,
позволяющими еще больше увеличивать тяговое усилие на ведущих
колесах при любой передаче в коробке передач.
Если автомобили ГАЗ-66 имеют больше одной ведущей оси, то
дополнительная коробка передач, как правило, конструктивно
объединяется с раздаточной коробкой.
Управление раздаточной коробкой ГАЗ-66 производится двумя рычагами.
Требуемое положение рычагов управления обеспечивается регулировкой
длины тяг.
Для регулировки положения рычага раздатки ГАЗ-66 необходимо
расшплинтовать палец тяги, вынуть его из вилки, передвинуть шток до
полного включения требуемой передачи (фиксатор должен четко
зафиксировать положение штока), поставить рычаг в положение,
соответствующее включенной передаче, и вращением вилки установить
необходимую длину тяги.
Затем надо совместить отверстия в рычаге и вилке тяги, вставить
палец, зашплинтовать его, и затянуть контргайку на тяге.
Рис.1. Раздаточная коробка ГАЗ-66
1-Сапун;2-Шестерня ведущего вала; 3-Шестерня вала привода заднего
моста;4-Ведущая шестерня спидометра; 5-Ведомая шестерня
спидометра;6-Промежуточный вал; 7 и 10-Шестерни промежуточного вала;
8-Вал привода переднего моста; 9-Шестерни привода переднего моста;
11-Ведущий вал;12 и 13- Пробки
Раздаточная коробка ГАЗ-66 для автомобиля повышенной проходимости с
двумя ведущими мостами представляет собой один агрегат с
дополнительной двухступенчатой коробкой передач.
Вторичный вал коробки передач автомобиля ГАЗ-66 соединен карданной
передачей с ведущим валом 11 раздаточной коробки. Передний
шарикоподшипник вала 11 расположен в стенке картера раздаточной
коробки, а задний роликоподшипник — в выточке шестерни 3,
изготовленной как одно целое с валом привода заднего моста.
Вал привода заднего моста и вал 8 привода
переднего моста, а также промежуточный вал 6 вращаются на
шарикоподшипниках.
Шестерня 7 промежуточного вала раздатки ГАЗ-66, перемещаясь по
шлицам, может входить в зацепление с шестернями 3 и 9, а шестерня 2
ведущего вала 11 — с шестерней 10 промежуточного вала. У шестерни 3,
кроме наружного, имеется также внутренний зубчатый венец, с которым
может сцепляться шестерня 2.
На выходящих из картера раздаточной коробки ГАЗ-66 концах валов
привода переднего и заднего мостов на шлицах установлены втулки с
фланцами карданных шарниров, закрепленные болтами с шайбами.
Крутящий момент от ведущего вала 11 раздатки ГАЗ-66 может
передаваться к заднему мосту через внутреннее зацепление шестерен 2
и 3 а к переднему мосту — через шестерни 2, 3, 7 и 9. При положении
шестерни 2, крутящий момент на ведущие мосты не пере¬дается.
При введении шестерни 2 в зацепление с внутренним зубчатым венцом
шестерни 3 включается высшая (прямая) передача заднего моста. Если
ввести также шестерню 7 в зацепление с шестернями 3 и 9, то будет
включена прямая передача переднего моста.
Если шестерню ведущего вала раздатки ГАЗ-66 переместить влево до
зацепления с шестерней 10 (шестерня 7 остается включенной), то будет
включена понижающая передача, при которой крутящий момент к заднему
мосту будет передаваться через шестерни 2, 10, 7 и 3, а к переднему
мосту через шестерни 2, 10, 7 и ,9 и далее через карданные передачи.
Передаточное число понижающей передачи равно
1,96.
Для включения переднего моста передвигают шестерню 7 по валу 6
вправо; при этом она входит в зацепление с шестерней 9, сидящей на
валу 8, и соединяет последнюю с шестерней 3. При передвижении
шестерни 7 влево до вывода ее из зацепления с шестерней 3 передний
мост выключается.
Шестерни 4 и 5 раздаточной коробки ГАЗ-66 служат для привода
спидометра. Масло в картер заливается через отверстие, закрываемое
пробкой 13. Это отверстие служит также для контроля уровня масла,
которое спускается через отверстие, закрытое пробкой 12. Сапун 1
служит для вентиляции картера раздаточной коробки.
В системе управления раздаточной коробкой ГАЗ-66 имеется блокировка,
исключающая возможность включения понижающей передачи раздаточной
коробки при выключенном переднем мосте, а также выключения переднего
моста при включенной понижающей передаче в раздаточной коробке.
Периодически необходимо проверять уровень масла в картере раздатки
ГАЗ-66 и, при необходимости, доливать до уровня контрольной пробки.
При безгаражном хранении автомобиля в зимнее время для облегчения
его трогания с места рычаги раздаточной коробки следует оставлять во
включенном положении.
Карданы автомобиля ГАЗ-66
Карданный привод автомобиля ГАЗ-66 состоит из трех карданных валов
открытого типа, на концах которых смонтированы герметичные карданные
шарниры на игольчатых подшипниках с увеличенной периодичностью смены
смазки. Со стороны переднего и заднего ведущих мостов карданные
шарниры закрыты штампованными колпаками.
В связи с тем, что расстояние между раздаточной коробкой и мостами,
а также между коробкой передач и раздаточной коробкой не остаются
постоянными при движении автомобиля, карданные валы ГАЗ-66 имеют
подвижные шлицевые соединения.
Передний и задний карданные валы ГАЗ-66 одинаковы и отличаются лишь
установочными размерами. Устройства карданного вала автомобиля
ГАЗ-66 показано на рис.2.
Рис. 2. Карданный вал ГАЗ-66
1 — фланец; 2 — крышка подшипника; 3 —
крестовина; 4 — подшипник; 5 и 9 — сальники; 6—масленка; 7—обойма
сальника; 8—скользящая вилка, 10 — наружный колпак; 11 — внутренний
колпак; 12 — клапан
Для устранения выбрасывания смазки из подшипников и предохранения их
от загрязнения в карданных шарнирах установлены сальники 5 и 9. В
центре крестовины карданного вала ГАЗ-66 находится предохранительный
клапан 12, служащий для выхода излишков смазки во время сборки
шарниров при замене смазки в них.
Для замены смазки необходимо снять карданный вал ГАЗ-66, разобрать
шарниры, удалить старую смазку, промыть детали, заложить в каждый
подшипник по 3—4 г смазки (1/3 от объема подшипника) и собрать
шарниры.
Разборку шарниров кардана ГАЗ-66 рекомендуется производить на ручном
прессе или в тисках с помощью оправки из мягкого металла.
Сальниковое уплотнение подвижного шлицевого соединения состоит из
двух резиновых сальников. Натяг сальников уплотнения регулируется
навинчиванием обоймы сальника.
Уход за карданами ГАЗ-66 состоит в смазке карданных шарниров,
шлицевого соединения, очистке валов от грязи, в проверке осевого и
углового зазоров в шарнирах и зазорах в шлицевом соединении,
регулировке затяжки обоймы сальника 7 и проверке крепления фланцевых
карданных валов.
Во избежание нарушений балансировки при разборке валов все детали
маркировать для того, чтобы во время сборки их поставить на прежние
места и в прежнем положении. Следует также обратить внимание на то,
чтобы стрелки, указывающие на взаимное расположение валов по
шлицевому соединению, лежали в одной плоскости, как указано на рис.
2.
Передний и задний кардан ГАЗ-66 должны ставиться скользящими вилками
в сторону раздаточной коробки, промежуточный вал — в сторону коробки
передач.
Неисправности карданных валов ГАЗ-66 и способы их устранений
Стук в карданных валах ГАЗ-66 при резком
изменении вращения
- износ игольчатых подшипников или шлицевого соединения
- ослабление крепления карданных валов
Проверить карданные валы вращением от руки. При обнаружении люфта
заменить изношенные детали. Подтянуть болты крепления карданной
передачи.
Вибрация карданных валов ГАЗ-66
- Изгиб труб, неправильно собрано шлицевое соединение (не совмещены
риски на деталях), ослабление крышек подшипников. Проверить
правильность сборки и крепления карданных валов, поврежденные детали
заменить.
Течь смазки из шарниров, шлицевого соединения - Износ или
повреждение сальников. Сальники заменить.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Раздатка и карданные валы ГАЗ-66
Лебедка и коробка отбора мощности ГАЗ-66
Основные детали двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-3307
Рабочие системы двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-3307
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307