______________________________________________________________________________
На грузовой автомобиль ГАЗ-3309 устанавливают механическую пятиступенчатую коробку передач. Все передачи, кроме первой и заднего хода, снабжены инерционными синхронизаторами.
Переключение передач осуществляется с
помощью рычага. Схема переключения передач расположена в кабине на
панели приборов. Масса узла 75 кг (без масла).
Детали 5-ступенчатой коробки передач ГАЗ-3309 собраны в переднем 1
(рис. 1) и заднем 29 картерах, изготовленных из алюминиевого сплава.
Для обеспечения необходимой соосности деталей коробки передач
картеры центрируются по двум установочным штифтам, запрессованным в
задний картер. Картеры соединены между собой через прокладку
двенадцатью болтами с пружинными коническими шайбами.
Рис. 1. Коробка передач ГАЗ-3309
1 - передний картер; 2 - регулировочные прокладки; 3 - промежуточный
вал; 4,5,44 - шестерни промежуточного вала; 8,31 - манжеты; 7 -
крышка первичного вала; 8 - первичный вал; 9 - роликовый подшипник;
10 - шайба подшипника; 11 - синхронизатор четвертой и пятой передач;
12 - съемный венец первичного вала; 13 - блокирующее кольцо
синхронизатора; 14,32 - заглушки; 15,25,28 - вилки включения
передач; 16 - шарики фиксатора; 17 - прокладка картера рычага; 18 -
рычаг переключения передач; 19 - колпак рычага; 20 - уплотнитель
рычага; 21 -прокладка колпака рычага; 22 - картер рычага; 23 -
съемный венец шестерен второй и третьей передач; 24 - болт крепления
вилок; 26 - синхронизатор второй и третьей передач; 27 - вторичный
вал; 29 - задний картер; 30 - ведущая шестерня привода спидометра;
33 - гайка фланца; 34 - фланец вторичного вала; 35,40, 41,45, 46 -
шестерни вторичного вала; 36 - ступица муфты включения первой
передачи и передачи заднего хода; 37 - муфта сцепления; 38 - съемный
венец шестерен первой передачи и передачи заднего хода; 39 -
подшипник промежуточного вала; 42 - игольчатый подшипник шестерен
вторичного вала; 43 - пробка сливного отверстия
Все шестерни коробки передач ГАЗ-3309 косозубые (кроме шестерен
заднего хода) и находятся в постоянном зацеплении. Первичный 8 и
вторичный 27 валы установлены в картерах на шариковых подшипниках,
которые удерживаются от осевого смещения полукольцами 3 и 6 (рис.
2), крепящимися к картерам болтами 1 и 5.
Передний конец вторичного вала КПП ГАЗ-3309 опирается на роликовый
подшипник 9 (см. рис. 1), расположенный внутри первичного вала.
Промежуточный вал 3 установи картерах на двух одинаковых конических
роликовых подшипниках 39.
При сборке коробки передач ГАЗ-3309 должен быть обеспечен
предварительный натяг подшипников промежуточного вала 0,06-0,16 мм,
который достигается подбором и установкой металлических прокладок 2
под торец наружного кольца переднего подшипника. Дополнительной
регулировки подшипников при эксплуатации автомобиля не требуется.
Рис. 2. Крепление подшипников КПП ГАЗ-3309
1, 5 - болты; 2 - заклепка; 3 - полукольцо подшипника первичного
вала; 4 - шайба переднего подшипника вторичного вала; 6 - полукольцо
подшипника вторичного вала; 7 - первичный вал; 8 - вторичный вал; 9
- передний картер; 10 - задний картер
Шестерни промежуточного вала 4, 5 и 44 установлены на вал на
прессовой посадке. Шестерни вторичного вала установлены на роликовых
игольчатых подшипниках 42 единого типоразмера. Первая передача и
передача заднего хода включаются с помощью муфты 37.
Шестерни второй, третьей, четвертой передачи вторичного вала и
первичный вал КПП ГАЗ-3309 имеют съемные венцы, на конической
поверхности которых расположены блокирующие кольца 13
синхронизаторам 11 и 26.
Синхронизаторы имеют по три пружины 4 (рис. 3), фиксатора 1 и сухаря
2. включение передач осуществляется соединением внутренних
зубьев-муфт 3 с наружными зубьями съемных венцов.
От самопроизвольного выключения муфта синхронизатора КПП ГАЗ-3309
удерживается благодаря скошенным внутрь под углом 4 градуса к зубьям
самой муфты и съемного венца, образующих при включенном положении
замок. Три площадки на зубчатом венце муфты ограничивают ее ход при
включении передач.
Рис. 3. Синхронизатор КПП ГАЗ-3309
1 - фиксатор; 2 -сухарь; 3 - муфта; 4 - пружина; 5 - распорное
кольцо игольчатого подшипника; 6 - вторичный вал
С правой стороны по направлению движения на оси, запрессованной в
задний картер, на роликовом подшипнике вращается промежуточная
шестерня заднего хода, от которой возможен отбор мощности через
специальный люк.
От осевого смещения ось застопорена болтом 6, завернутым в прилив
заднего картера. Под головку болта подложены плоская и пружинная
коническая шайбы.
Рис. 4. Предохранители включения передач ГАЗ-3309
1,3- пружины предохранителей; 2 - предохранитель включения; 4 -
заглушка; 5 - головка включения первой передачи и передачи заднего
хода; 6 - штифты; 7 - головка включения второй и третьей передач; 8
- вилка включения четвертой и пятой передач; 9 - болт
Механизм переключения передач ГАЗ-3309 содержит три вилки включения,
которые крепятся на трех штоках болтами 24 (см. рис. 1) и пружинными
коническими шайбами. Вилки имеют стальные съемные сухари, которые
расположены в пазах муфт.
Кроме того, на штоках с помощью штифтов 6 (рис. 4) крепятся головки
включения 5 и 7, в пазах которых расположен нижний конец рычага
переключения передач. В положении включенной передачи и в нейтрали
каждый шток зафиксирован шариками 16 (см. рис. 1), поджатыми
пружинами.
В заднем картере КПП ГАЗ-3309 расположено блокирующее устройство,
состоящее из четырех шариков 1 (рис. 5), расположенных попарно между
штоками, и штифта 2, установленного в отверстии среднего штока, что
предотвращает одновременное перемещение двух штоков.
Расположенные в верхней части переднего картера подпружиненные
предохранители 2 (см. рис. 4) удерживают нижний конец рычага
переключения передач в нейтральном положении в головке 7 включения
второй и третьей передач.
Рис. 5. Блокирующее устройство коробки передач ГАЗ-3309
1 - шарик; 2 - штифт; 3 - шток переключения четвертой и пятой
передач; 4 - заглушка
Рычаг переключения передач с пружиной и седлом установлены в картер
22 (см. рис. 1) рычага и закреплены колпаком 19, под которым
установлена прокладка 21. Уплотнитель 20 предотвращает попадание в
коробку передач грязи и воды. Картер рычага установлен сверху на
переднем картере коробки передач через прокладку 17.
В отверстии заднего картера КПП ГАЗ-3309 установлен штуцер с ведомой
шестерней привода спидометра, который крепится в картере болтом.
Ведущая шестерня привода спидометра установлена на вторичном валу.
Смазка деталей коробки передач ГАЗ-3309 осуществляется окунанием и
разбрызгиванием. К роликовым подшипникам шестерен, переднему
подшипнику вторичного вала масло поступает через специальные
отверстий шестернях и первичном валу. Для уплотнения валов
используются армированные манжеты 6 и 31 (см. рис. 1).
Пробка 4 сливного отверстия снабжена постоянны магнитом для сбора и
удерживания продуктов износа. На стенке заднего картер расположен
сапун, предназначенный для сообщения внутренней полости коробки
передач с атмосферой.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307