______________________________________________________________________________
Передний мост грузовых автомобилей ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309 (рис. 1 и 2) состоит из штампованной балки 11 двутаврового
сечения, соединенной с поворотными кулаками 4 с помощью шкворней 9.
На бобышках поворотных кулаков со стороны балки выполнены кольцевые
проточки, в которые устанавливаются резиновые уплотнительные кольца
16. Последние защищают поверхности трения втулок и шкворня от
попадания пыли и грязи, что значительно повышает их
работоспособность.
Смазка втулок шкворней поворотных кулаков переднего моста ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309 проводится через две пресс-масленки 15, установленные в
верхней и нижней бобышках каждого кулака.
Для повышения эффективности и контроля смазки верхней втулки шкворня
на ее крышке установлен предохранительный клапан. Смазку верхней
втулки проводить до выхода ее из клапана.
Смазку упорных подшипников шкворня поворотного кулака ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309 проводят через нижнюю пресс-масленку одновременно со
смазкой нижних втулок шкворней.
Зазор между торцом верхней бобышки поворотного кулака и верхним
торцом шкворней бобышки балки должен быть не бола 0,15 мм. Величина
этого зазора выдерживается при сборке с помощью металлически)
регулировочных прокладок.
На цапфах поворотных кулаков переднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 на
конических роликовых подшипниках вращаются ступицы 3 передних колес.
Крепление подшипников и регулировка их проводятся корончатой гайкой
1, навинченной на резьбовой конец цапфы.
Между гайкой и наружным подшипником находится шайба. Наружный
подшипник закрыт колпаком 2, ввернутым в ступицу. С другой стороны
ступицы в специальной обойме установлю сальник, предохраняющий выход
смазки из ступицы.
Незначительное количество смазки, которое может выйти через сальник,
собирается в штампованном маслоотражателе, чтобы исключить его
попадание и тормозные колодки и тормозные барабаны.
Трапеция рулевого управления расположена сзади балки переднего моста
ГАЗ-3307, ГАЗ-3309. Рычаги рулевых тяг крепятся в конических
отверстиях бобышек поворотных кулаков гайками. Фиксации рычагов в
определенном положении проводится с помощью шпонок.
На нижних рычагах поворотных кулаков имеются специальные болты,
ограничивающие поворот колес. Продольная и поперечная рулевые тяг
трубчатые. Шарниры продольной и поперечной рулевых тяг ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309 с полусферическими пальцами унифицированы по деталям.
Конструкция шарниров нерегулируемая. Зазор между элементами шарнира
выбирается постоянно за счет упругости резинового буфера,
установленного между крышкой и опорной пятой. Смазка шарнирных
соединений проводится через пресс-масленки, установленные к каждом
корпусе наконечника.
Резьба на концах поперечной рулевой тяги ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 - левая
и правая, что позволяет регулировать схождение колес, не снимая тяги
с машины.
При обслуживании переднего моста
автомобилей ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 необходимо выполнить следующие
операции:
- Проверить состояние передней оси, рулевых тяг и шарниров.
- Проверить и при необходимости подогнуть крепежные элементы.
- Смазать шкворневое соединение, подшипники ступиц колес, шарниров
рулевых тяг.
Проверить установку колес, люфт подшипников ступиц, схождение и угол
поворота колес, при необходимости отрегулировать их.
Особое внимание необходимо обратить на крепление клинового штифта,
являющегося стопором шкворня кулака переднего моста ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309. При ослаблении его крепления появляется люфт в шкворневом
соединении и, как следствие, износ отверстия под шкворень в балке
передней оси.
Для восстановления потребуется или замена балки, или ее сложный
ремонт, требующий расточки отверстия, изготовления втулки, ее
запрессовки и последующей точной обработки отверстия под шкворень.
Шкворень и втулки поворотного кулака ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 нуждаются в
замене в том случае, если их суммарный износ составляет 0,6 мм.
Указанное значение суммарного износа оценивается по величине
перемещения верхнего наружного края тормозного щита (предварительно
необходимо снять колесо и тормозной барабан) в вертикальной
плоскости, перпендикулярной плоскости вращения колеса, при
покачивании щита. Если указанное перемещение больше 1,6 мм, то
необходима замена.
Одновременно с проверкой люфта в шкворневом соединении необходимо
проверить люфт поворотного кулака вдоль оси шкворня. Он проверяется
щупом, помещаемым в зазор между верхней бобышкой кулака и торцом
бобышки балки.
Зазор более 0,15 мм устраняется путем установки стальной
регулировочной прокладки соответствующей толщины; если замеренный
зазор более 1 мм, то требуется замена подшипника.
Если при полном повороте колес не обеспечивается установленный
радиус поворота автомобиля или шины задевают за что-либо, необходимо
проверить максимальный угол поворота колес, который должен быть 34°
(для внутреннего колеса).
Угол поворота колес регулируется изменением длины болтов,
ввертываемых в резьбовые отверстия рычагов рулевой трапеции.
Регулировка подшипников ступиц передних колес автомобиля
ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Рис. 1. Передний мост и рулевые тяги автомобиля ГАЗ-3307
1 - гайка; 2 - колпак; 3 - ступица; 4 - поворотный кулак; 5 -
предохранительный клапан; 6 - регулировочные шайбы; 7 - палец
рулевой тяги; 8 - стопор; 9 - шкворень; 10 - рулевые тяги; 11 -
балка; 12, 14 - поворотные рычаги; 13 - ограничитель поворота колес;
15 - пресс-масленка; 16 - уплотнительное кольцо
Рис. 2. Передний мост и рулевые тяги автомобиля ГАЗ-3309
1 - гайка; 2 - колпак; 3 - ступица; 4 - поворотный кулак; 5 -
предохранительный клапан; 6 - регулировочные шайбы; 7 - палец
рулевой тяги; 8 - стопор; 9 - шкворень; 10 - рулевые тяги; 11 -
балка; 12, 14 - поворотные рычаги; 13 - ограничитель поворота колес;
15 - пресс-масленка; 16 - уплотнительное кольцо
Для регулировки подшипников ступиц колес
переднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 необходимо выполнить следующие
операции:
- Поднять колесо домкратом так, чтобы шина не касалась плоскости
опоры, снять колпак 2 (см. рис. 1 и 2), расшплинтовать и ослабить
регулировочную гайку 1 на 1/2 оборота, проверить, свободно ли
вращается колесо. В случае торможения колеса устранить причину
тугого вращения.
- Затянуть регулировочную гайку 1 ключом с воротком длиной 200 мм
усилием одной руки до тугого вращения колеса. При затяжке гайки
колесо необходимо проворачивать для правильного размещения роликов в
подшипниках. При затянутых таким образом подшипниках колесо после
толчка рукой должно сразу остановиться.
- Отвернуть регулировочную гайку 1 на одну-две прорези коронки до
совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинта в цапфе
поворотного кулака ГАЗ-3307, ГАЗ-3309. Провернуть колесо сильным
толчком руки за шину. При этом колесо должно сделать не менее шести
оборотов, не имея заметной осевой игры и качки.
- После регулировки зашплинтовать регулировочную гайку 1 и завернуть
колпак 2.
- Опустить колесо. Регулировку подшипников проверить по степени
нагрева ступицы колеса. Сильный нагрев ступицы недопустим и должен
быть устранен повторной регулировкой. Биение колеса надо проверять
при поднятом колесе, медленно вращая его. Если биение на ободе
превышает 3 мм, заменить колесо или установить его на задний мост.
Угол наклона шкворней назад обеспечивает автомобилю ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309 хорошую устойчивость, особенно в поворотах, и облегчает
управление автомобилем. Угол наклона шкворней предусмотрен
конструкцией передней оси и не регулируется.
Угол наклона шкворней назад увеличивается с увеличением нагрузки.
Для нагруженного автомобиля этот угол равен 2°30'±30'. Разница углов
наклона шкворней левого и правого колес не должна превышать 30'.
Во время эксплуатации автомобиля угол наклона шкворней назад может
измениться из-за прогиба или скручивания балки, поломки или
значительной осадки передних рессор, износа шкворней, втулок и т.д.
Для восстановления нормального угла наклона шкворней назад
необходимо заменить сломанные, деформированные или изношенные
детали. В редких случаях, когда при замене деталей угол наклона
полностью не восстанавливается, можно использовать стальной клин,
вкладываемый между рессорой и площадкой балки переднего моста
ГАЗ-3307, ГАЗ-3309. В случае использования прокладок необходимо,
чтобы они надежно крепились к балке.
Развал колес увеличивает устойчивость автомобиля при движении. Угол
развала колес не регулируется, он обеспечивается наклоном цапфы
поворотного кулака в пределах 1°±15' к плоскости дороги.
Для регулировки схождения колес
автомобиля ГАЗ-3307 необходимо выполнить следующие операции:
- Расшплинтовать гайки стяжных хомутов наконечников поперечной
рулевой тяги.
- Отвернуть гайки болтов хомутов наконечников.
- Вращением поперечной рулевой тяги установить нормальное значение
схождении колес.
По окончании регулировки необходимо тщательно затянуть и
зашплинтовать гайки болтов стяжных хомутов наконечников поперечной
тяги.
Для регулировки схождения колес
автомобиля ГАЗ-3309 необходимо выполнить следующие операции:
- Расшплинтовать гайки стяжных хомутов поперечной рулевой тяги.
- Отвернуть гайки болтов хомутов поперечной тяги.
- Вращением регулировочного винта (см. рис. 2) поперечной рулевой
тяги установить нормальное значение схождения колес.
Замена шкворня поворотного кулака и втулок шкворня переднего
моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Для замены шкворня и втулок шкворня
необходимо выполнить следующие операции:
- Ослабить гайки крепления колес, поднять переднюю часть автомобиля
за и снять передние колеса.
- Снять ступицы в сборе с барабанами и подшипниками передних колес.
- Снять тормозные щиты и подвесить их на лонжероне рамы.
- Отсоединить рычаги рулевого управления от поворотных кулаков.
- Отвернуть болты и снять крышки шкворней.
- Отвернуть гайки, снять шайбы и выбить стопорные штифты шкворней.
- С помощью специальной выколотки со сменными головками выбить вниз
шкворень из поворотного кулака ГАЗ-3307, ГАЗ-3309.
- Снять поворотный кулак, упорный подшипник шкворня и резиновые
уплотнительные кольца шкворня.
- Зажать поворотный кулак в тиски и с помощью оправки выбить обе
втулки шкворня.
- Зачистить отверстия под шкворень в поворотном кулаке и отверстия
для смазки
- С помощью оправки установить новые втулки так, чтобы отверстия во
втулках совпали с отверстиями в бобышках кулака, а открытые концы
смазочных канавок втулок были обращены в сторону балки передней оси.
- Развернуть одновременно обе новые втулки с помощью специальной
развертки до диаметра 30,12 мм.
- Очистить втулки от металлической стружки после развертывания и
нанести на каждую втулку тонкий слой смазки.
- Предварительно смазав резиновые уплотнительные кольца и кольцевые
проточки в бобышках кулака, установить кольца.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Основные детали двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-3307
Рабочие системы двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-3307
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307