На автомобиле ГАЗ-3307 установлено рулевое
управление с рулевым механизмом типа глобоидный червяк и
трехгребневый ролик с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым
соединением.
Зацепление рабочей пары рулевого механизма ГАЗ-3307 (глобоидный
червяк и трехгребневый ролик) выполнено таким образом, что при
правильной регулировке угол свободного поворота рулевого колеса при
отсоединенной сошке в положении движения по прямой должен
отсутствовать.
При повороте рулевого колеса в любую сторону более чем на
пол-оборота угол свободного поворота появляется, непрерывно
возрастает и достигает в крайних положениях 30°. При движении
автомобиля рулевое управление должно обеспечивать заданное
направление и отсутствие виляния передних колес.
Рулевая колонка ГАЗ-3307 крепится четырьмя болтами к кронштейну
педалей сцепления и тормоза. Рулевой вал вращается на двух шариковых
подшипниках.
Регулировка преднатяга подшипников рулевого вала ГАЗ-3307
осуществляется специальной гайкой, навинченной на вал. Для
компенсации изменения длины промежуточного карданного вала при
колебании кабины в его конструкцию введен бесшлицевый компенсатор.
Рис. 1. Рулевое управление автомобиля ГАЗ-3307
1 - прокладка; 2 - пробка наливного отверстия; 3 – вал с червяком, 4
- регулировочный винт; 5 - гайка; 6 - картер; 7 - стопорная шайба; 8
- вилка; 9 - нижний карданный вал; 10 - подшипнике уплотнителем; 11
- средний карданный вал; 12 - верхний кожух; 13 - накладка; 14 -
рулевое колесо; 15 - колонка; 16 - нижний кожух; 17 - замок руля; 18
- регулировочная гайка; 19 - шайба; 20 - клин; 21 - самостопорящаяся
гайка; 22 - вал сошки с трехгребневым роликом
На рулевой колонке ГАЗ-3307 с двухспицевым рулевым колесом
установлены выключатель зажигания и стартера, переключатель света
фар и указателей поворота, переключатель очистителя, омывателя
ветрового стекла и звукового сигнала, закрытые декоративными
кожухами. Устройство рулевого управления показано на рис. 1.
Рулевой механизм ГАЗ-3307, состоящий из глобоидного червяка с валом
3 и вала 22 сошки с трехгребневым роликом, смонтирован в чугунном
картере и крепится к левому лонжерону рамы пятью болтами.
Червяк с валом 3 установлен на картере на двух роликовых конических
подшипниках. Между нижней крышкой и обоймой подшипника установлены
регулировочные прокладки 1 для регулировки преднатяга подшипников
червяка.
Люфт в подшипниках недопустим. Вал 22 сошки с трехгребневым роликом
вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке, запрессованной в
картер рулевого механизма, и в цилиндрическом роликовом подшипнике,
установленном в боковой крышке.
Углы поворота рулевого вала ГАЗ-3307 от среднего положения в обе
стороны по 45° составляют зону беззазорного зацепления червяка с
роликом. Первоначальное смещение геометрической оси ролика вверх
относительно оси червяка на б мм (для нового рулевого механизма)
позволяет в эксплуатации регулировать беззазорное зацепление по мере
изнашивания червячной пары.
Регулировку зацепления червяка с роликом проводят регулировочным
винтом 4, который фиксируется с помощью стопорной шайбы 7, штифта и
гайки 5, навинченной на винт.
В процессе эксплуатации техническое состояние рулевого управления
ГАЗ-3307 ухудшается из-за износа рабочих поверхностей деталей и
нарушения регулировок. Техническое состояние рулевого управления
определяется величиной суммарного люфта рулевого колеса.
Техническое обслуживание рулевого управления включает в себя осмотр,
проверку состояния крепежных соединений, проверку суммарного люфта
рулевого колеса, проверку и регулировку осевого люфта в подшипниках
червяка, проверку и регулировку зазора в зацеплении червяка с
роликом, проведение смазочных работ согласно карте смазки.
Необходимо проверять уровень масла в рулевом механизме ГАЗ-3307 и
при необходимости доливать до нормы. Герметичность соединений
проверяется ежедневно.
Элементы крепления рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого
механизма, карданного рулевого привода, сошки и рычагов рулевой
трапеции ГАЗ-3307 необходимо своевременно подтягивать. Годность
деталей рулевых тяг к дальнейшей работе определяется свободой
качания пальцев в собранном шарнире.
В случае обнаружения люфта в шарнире необходимо снять рулевую тягу,
разобрать шарнир и определить причину люфта. При износе деталей или
утопании пальца с сухарем во вкладыше более 0,5 мм необходимо
заменить изношенные детали.
Перед регулировкой шарниров рулевой тяги ГАЗ-3307 необходимо
убедиться в наличии осевого зазора в подшипниках червяка.
Для этого необходимо выполнить следующие
операции:
- отсоединить вилку шарнира входного вала механизма и продольную
рулевую тягу от сошки;
- покачать сошку рукой. Если при этом вал червяка будет иметь осевое
перемещение относительно верхней крышки картера руля, подшипники
требуют регулировки.
Регулировку шарнира рулевой тяги ГАЗ-3307
надо проводить в следующем порядке:
- Ослабить болты крепления нижней крышки картера и слить масло.
- Снять нижнюю крышку картера и вынуть тонкую регулировочную
прокладку.
- Установить крышку картера на место и проверить подшипники червяка
на продольный люфт. Если люфт не устранен, то следует снять толстую
прокладку, а тонкую поставить обратно.
- После устранения люфта вынуть вал сошки, соединить вилку
карданного вала с валом червяка и проверить на ободе рулевого колеса
усилие, необходимое для его вращения.
При правильной затяжке роликовых подшипников червяка усилие,
необходимое для вращения рулевого колеса, приложенное к его ободу,
должно быть 2,8-4,7 Н (0,28-0,47 кгс).
- Собрать рулевой механизм ГАЗ-3307 и залить 0,6 л масла.
Регулировка зацепления должна всегда
проверяться после регулировки затяжки подшипников червяка в таком
порядке:
- Установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению
автомобиля по прямой.
- Отсоединить продольную рулевую тягу от сошки.
- Покачивая сошку в плоскости ее вращения, определить с помощью
индикатора величину перемещения конца сошки.
Если перемещение конца рулевой сошки ГАЗ-3307 превышает 0,3 мм, то
необходимо отрегулировать зазор в зацеплении ролика с червяком.
Для регулировки необходимо выполнить
следующие операции:
- отвернуть гайку 5 и снять стопорную шайбу 7;
- вращать ключом регулировочный винт 4 по часовой стрелке до
устранения зазора;
- проверить с помощью динамометра усилие на ободе рулевого колеса
возле среднего положения;
- вращением регулировочного винта довести усилие поворота рулевого
колеса до 11,3-19,0 Н (1,13-1,9 кгс);
- надеть стопорную шайбу и завернуть гайку.
Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то
регулировочный винт надо повернуть настолько, чтобы получить это
совпадение. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно
выходить за указанные выше пределы.
Снятие и разборка рулевого механизма ГАЗ-3307
- Отвернуть гайку клина рулевого управления на рулевом механизме,
выбить клин, снять вилку с вала червяка.
- Отвернуть гайку крепления сошки.
- Снять съемником сошку с вала.
- Отвернуть пять гаек крепления картера руля к лонжерону рамы.
- Снять рулевой механизм ГАЗ-3307.
- Тщательно очистить рулевой механизм от грязи.
Разборка рулевого механизма
- Слить масло из картера рулевого механизма, предварительно отвернув
нижний болт крепления боковой крышки картера.
- Зажать рулевой механизм в тисках за фланец картера.
- Отвернуть гайку 5 регулировочного винта и снять стопорную шайбу 7
с прокладкой.
- Отвернуть болты крепления боковой крышки картера.
- Легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по концу вала
сошки вынуть вал сошки вместе с роликом и крышкой.
- Свернуть боковую крышку с вала рулевой сошки ГАЗ-3307 и снять с
вала сошки регулировочный винт 4.
- Выпрессовать из боковой крышки подшипник.
- Отвернуть болты крепления верхней крышки картера и снять верхнюю
крышку вместе с прокладками.
- Выпрессовать из верхней крышки сальник, войлочное кольцо и гайку
войлочного кольца.
- Отвернуть болты крепления нижней крышки и снять ее вместе с
прокладками.
- Легкими ударами бронзовой или медной выколотки выпрессовать вал 3
с червяком в сторону нижней крышки вместе с наружным кольцом
подшипника.
- Выпрессовать оставшуюся наружную обойму подшипника вала червяка из
картера.
- Выпрессовать из картера рулевого механизма сальник вала сошки.
Сборка рулевого механизма ГАЗ-3307
Перед сборкой детали рулевого механизма ГАЗ-3307 должны быть смазаны
тонким слоем смазки. Сборку выполняют следующим образом:
- Запрессовать до упора в картер рулевого механизма сальник вала
сошки.
- Установить вал червяка с подшипниками в картер.
- Установить и закрепить болтами верхнюю и нижнюю крышки рулевого
механизма, установив столько прокладок, сколько их было до разборки
рулевого механизма.
- Отрегулировать затяжку подшипников червяка. Момент затяжки болтов
крышек 24-36 Нм (2,4-3,б кг/см).
- Запрессовать в верхнюю крышку сальник, войлочное кольцо и чашку
войлочного кольца, предварительно пропитав войлочное кольцо в
подогретом масле. Чашка войлочного кольца должна выступать на 3,5 мм
за торец крышки.
- Запрессовать в боковую крышку подшипник.
- Надеть регулировочный винт на вал рулевой сошки ГАЗ-3307 и
ввернуть в крышку.
- Поставить в картер крышку с валом сошки в сборе, установив под нее
прокладку, и закрепить ее болтами, момент затяжки 24-36 Нм (2,4-3,6
кг/см).
- Отрегулировать зацепление ролика с червяком.
- Установить рулевой механизм на автомобиль. Момент затяжки гаек
крепления рулевого механизма должен быть 44-62 Нм (4,4-6,2 кг/см).
- Установить вилку карданного вала на вал рулевого механизма
ГАЗ-3307. Установить клин в вилку и затянуть его гайкой, момент
затяжки 18-25 Нм (1,8-2,5 кг/см). Плоскую шайбу устанавливать под
гайку со стороны обработанной поверхности вилки.
- Установить сошку на вал сошки рулевого механизма и закрепить ее
гайкой, момент затяжки 105-140 Нм (10,5-14 кг/см).
Разборка рулевого карданного вала ГАЗ-3307
- Отвернуть гайку крепления клина рулевого вала на рулевом
механизме, выбить клин.
- Отвернуть гайку клина рулевого вала на среднем карданном валу и
снять карданный вал.
- Отвернуть гайку клина среднего рулевого вала ГАЗ-3307 на рулевой
колонке, выбить клин и снять средний карданный вал с подшипником и
уплотнителем в сборе, отвернув предварительно болты крепления
уплотнителя.
- Снять стопорные кольца подшипников крестовины.
- Бронзовой оправкой, наружный диаметр которой немного меньше
отверстия в вилке, выпрессовать на прессе или в тисках подшипники
крестовины. Для этого оправку надо установить на донышко корпуса
игольчатого подшипника и выпрессовать противоположный подшипник.
Повернуть и выпрессовать другой подшипник, устанавливая оправку в
торец шипа крестовины.
- Повернуть вал на 1/4 оборота и выпрессовать подшипники из ушков
второй вилки в той же последовательности.
- Вынуть крестовину. Промыть все детали карданного шарнира в
керосине и проверить их состояние.
- Изношенные детали заменить.
Сборка рулевого кардана ГАЗ-3307
- Смазать детали кардана тонким слоем смазки и ввести шипы
крестовины в ушки одной из вилок.
- С помощью оправки запрессовать в вилку кардана сначала один
подшипник, а затем второй.
- Установить стопорные кольца.
- Повернуть рулевой карданный вал ГАЗ-3307 на 1/4 оборота и в той же
последовательности запрессовать и зафиксировать стопорными кольцами
два других подшипника в ушках второй вилки.
- Смазать подшипники крестовины через пресс-масленку.
- Установить карданные валы на автомобиль. При установке клина шайбу
и гайку устанавливать со стороны обработанной поверхности вилки.
- Момент затяжки гайки клина 18-25 Нм (1,8-2,5 кг/см).
Регулировка подшипников рулевой колонки ГАЗ-3307
Вал рулевой колонки ГАЗ-3307 вращается на двух шариковых
подшипниках. При обнаружении осевого перемещения вала в трубе колони
необходимо выполнить регулировку подшипников в следующем порядке:
- Снять с вала рулевой колонки вилку среднего карданного вала.
- Отогнуть ус стопорной шайбы с регулировочной гайки.
- Вращая гайку, отрегулировать затяжки подшипников. При правильной
регулировке усилие, необходимое для вращения рулевой, колеса,
приложенное к его ободу, должно быть 0,22-0,75 Н (0,022-0,075 кгс).
Рулевые тяги автомобиля ГАЗ-3307
Поперечная и продольная рулевые тяги ГАЗ-3307 имеют унифицированные
шарниры нерегулируемой конструкции.
Наиболее подвержены износу пальцы и сухари пальцев рулевых тяг.
Наличие износа определяется по появлению зазора в шарнире. В
зависимости от характера износа возникает необходимость в замене
отдельных деталей шарнирного соединения или наконечника в сборе.
Разборка и сборка поперечной рулевой тяги ГАЗ-3307
Разборка и сборка поперечной рулевой тяги
проводится в такой последовательности:
- Расшплинтовать и отвернуть гайки крепления пальцев поперечной
рулевой тяги в рычагах рулевой трапеции.
- Вынуть пальцы из рычагов и снять поперечную рулевую тягу.
- Зажать поперечную рулевую тягу в тисках, спрессовать с
наконечников уплотнители шарниров.
- Отвернуть гайки стяжных болтов наконечников поперечной рулевой
тяги.
- Снять наконечники со стержня поперечной рулевой тяги.
Разборка шарниров поперечной рулевой тяги
ГАЗ-3307 в наконечниках:
- зажать наконечник в тисках крышкой вверх;
- слегка вдавить крышку внутрь, чтобы ослабить стопорное кольцо;
- тонкими плоскогубцами вынуть стопорное кольцо;
- осторожно отпуская крышку, вынуть ее из наконечника;
- сняв крышку, разобрать шарнир;
- при необходимости выпрессовать из наконечника вкладыш и заменить
его.
Сборку поперечной рулевой тяги ГАЗ-3307 проводить в обратном
порядке.
Перед сборкой рабочие поверхности смазать тонким слоем смазки. После
установки тяги на автомобиль наконечник необходимо смазать через
пресс-масленку и отрегулировать схождение колес.
Разборка и сборка продольной рулевой тяги ГАЗ-3307
- Расшплинтовать гайки крепления пальцев продольной рулевой тяги в
сошке и рычаге поворотного кулака.
- Отвернуть гайки крепления, вынуть пальцы из отверстий сошки и
рычага поворотного кулака, снять тягу.
- Разобрать шарниры продольной рулевой тяги.
Сборка продольной рулевой тяги ГАЗ-3307
проводится в обратной последовательности:
- Перед сборкой шарнира рабочие поверхности деталей смазать тонким
слоем смазки.
- После сборки шарнир должен свободно проворачиваться при
покачивании противоположного конца тяги рукой.
- После установки тяги на автомобиль смазать шарниры шприцем через
пресс-масленки. При смазке шарниров рулевых тяг делать не более
10-15 ходов поршня шприца, чтобы не повредить уплотнители.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Основные детали двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-3307
Рабочие системы двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-3307
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307