______________________________________________________________________________
Система питания дизельного двигателя
автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко состоит из
топливного насоса 4, форсунок 13, топливопроводов низкого и высокого
давлений 3, 5, воздухоочистителя 7, впускного и выпускного
коллекторов 10. 12, топливных фильтров грубой и тонкой очистки 2. б.
топливного бака 1.
Рис. 1. Схема питания турбодизеля Д-245
1 - топливный бак; 2 - топливопровод к фильтру грубой очистки;
3-фильтр грубой очистки: 4 - топливопровод к топливному насосу; 5 -
перепускной топливопровод; 6 - топливный насос; 7 - подкачивающий
насос; 8 - топливопровод высокого давления; 9-топливопровод от
фильтра тонкой очистки к насосу; 10-топливопровод от подкачивающего
насоса; 11-фильтр тонкой очистки топлива; 12 – воздухопровод; 13 -
топливопровод сливной; 14 – форсунка; 15-коллектор впускной; 16 -
турбокомпрессор; 17- глушитель; 18 - фильтр грубой очистки воздуха;
19- воздухоочиститель; 20-фильтрующие элементы; 21 - провод датчика
индикатора засоренности; 22 - индикатор засоренности фильтра; 23 -
пневмокорректор регулятора насоса
В систему питания двигателя Д-245 (ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081
Садко), кроме описанных выше составных частей, входит
турбокомпрессор 16 для наддува воздуха в цилиндры дизеля.
Топливный насос 6 имеет противодымный пневмокорректор 23, который установлен на корпусе регулятора и изменяет подачу топлива в зависимости от давления наддува.
Пневмокорректор 23 регулятора соединен с
впускным коллектором 15 с помощью воздухопровода 12.
Топливный насос (ТНВД) автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308,
ГАЗ-33081 Садко
На дизелях Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
устанавливается рядный плунжерный топливный насос высокого давления
(ТНВД) 4УТНИ-Т. Все модели насосов расположены с левой стороны
дизеля и приводятся от коленчатого вала через промежуточную
шестерню.
ТНВД Д-245 ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко имеют всережимный
центробежный регулятор 7 и подкачивающий насос 3 (рис. 2.). В
регуляторе насоса размещен корректор подачи топлива и автоматический
обогатитель топливоподачи на пусковых оборотах.
Регулятор насосов ТНВД 4УТНИ-Т имеет пневматический ограничитель
дымления (ПДК). Всережимный регулятор регулирует подачу топлива в
соответствии с нагрузочными и скоростными требованиями.
Рис. 2. Топливный насос 4УТНИ (ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081
Садко)
1-шлицевая втулка; 2 – фланец; 3-подкачивающий насос; 4 - насос
ручной прокачки топлива; 5 – пробка; 6-предохранительный клапан; 7 –
всережимный регулятор; 8 - сливная пробка
Подкачивающий насос 3 приводится эксцентриком кулачкового вала.
Рабочие детали насосов ТНВД 4УТНМ-Т смазываются проточным маслом из
системы смазки дизеля, поступающим в корпус насоса через отверстие
во фланце 2. Слив масла из насоса в картер дизеля осуществляется по
сверлению фланца.
Привод полнорычажного топливного насоса ТНВД дизелей Д-245 с
турбонаддувом (рис. 3) осуществляется от шестерни коленчатого вала
через промежуточную шестерню, шестерню привода 7. шлицевой фланец 5.
прикрепленный тремя болтами 1-3 к шлицевой втулке, посаженной на
хвостовике валика топливного насоса.
Рис. 3. Привод полнорычажного ТНВД 4УТНИ-Т-1111005
1,2,3-болты специальные; 4 - гайка валика топливного насоса;5 -
шлицевой фланец; 6 – крышка; 7-шестерня привода;
Для регулировки установочного угла опережения впрыска на шлицевом
фланце 5 предусмотрены шестнадцать сквозных отверстий, а на шестерне
привода 8 - шестнадцать резьбовых отверстий, в которые ввинчиваются
болты. В процессе регулировки болт 3 ослабляют на 0,5... 1 оборота,
а болты 1, 2 вывинчивают и ввинчивают в другие резьбовые отверстия.
Работа всережимного центробежного регулятора ТНВД двигателя Д-245
4УТНИ основана на действии центробежной силы, возникающей при
вращении грузов. Они расходятся или сходятся, воздействуя на
зубчатую рейку 4 через упорный подшипник 11, рычаги 10 и пружину 5.
При увеличении оборотов дизеля автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308,
ГАЗ-33081 Садко грузы регулятора расходятся и заставляют рейку 4
сдвигаться вправо, т.е. в сторону уменьшения подачи топлива,
регулируя скоростной режим.
Наоборот, при уменьшении оборотов под нагрузкой усилие, приложенное
к пружине превысит центробежную силу грузов и рейка сдвинется влево
- в сторону увеличения подачи топлива до тех пор, пока не наступит
баланс сил и обороты дизеля будут сохраняться на первоначальном
уровне, устанавливаемом рычагом 12.
При резком увеличении подачи топлива для дизелей Д-245 с
турбонаддувом автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко. При
резком повороте рычага в сторону винта (увеличение подачи)
перемещение рычага и рейки сдерживается пневмокорректором. Полость
пневмокорректора соединена воздухопроводом с впускным коллектором
дизеля.
С увеличением частоты вращения двигателя Д-245 растет давление в
полости, что способствует ускорению перемещения рычага и рейки.
Медленное увеличение подачи топлива приводит к снижению дымности
дизеля.
Рис. 4. Насосная секция ТНВД двигателя Д-245 автомобилей
ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
1-выпускной канал; 2-седло; 3-нагнетательный клапан: 4 - впускной
канал: 5 - впускное отверстие втулки; 6-плунжер; 7-втулка плунжера;
8-отсечное отверстие втулки плунжера
Работа насосных секций ТНВД Д-245 (рис. 4). При движении плунжера 6
вниз под действием пружины топливо под давлением 0,7... 1.2 МПа
(7... 12 кгс/см), создаваемым подкачивающим насосом, поступает в
канал 4 корпуса и через отверстие 5 плунжерной втулки 7 в
надплунжерное пространство.
При движении плунжера 6 вверх топливо перепускается в канал 4 до тех
пор, пока торцевая кромка плунжера 6 не перекроет впускное отверстие
5. При дальнейшем движении плунжера топливо сжимается, нарастает
давление, открывается нагнетательный клапан 3 и дозированное
количество топлива подается к форсунке, которая при давлении
17,5...18.0 МПа (175... 180 кгс/см) впрыскивает его в цилиндр
дизеля.
Плунжерная втулка 7 имеет отсечное отверстие 8, связанное с
выпускным каналом. При работе подкачивающего насоса Д-245 топливо
непрерывно проходит через впускной и выпускной каналы 4, 1.
Конец нагнетания (отсечка) топлива
происходит в момент, когда винтовая кромка плунжера 6 откроет
отсечное отверстие 8 втулки 7. Давление резко падает и клапан 3
садится на седло 2.
Кроме возвратно-поступательного движения, плунжеры 9 всех насосных
секций могут одновременно поворачиваться в плунжерных втулках 8
посредством рейки 3. При повороте плунжера регулирующая винтовая
кромка 4 открывает отверстие втулки, изменяя количество подаваемого
топлива.
Подачу каждой насосной секции ТНВД двигателя Д-245 автомобилей
ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко можно отрегулировать,
поворачивая плунжер 9 вместе с поворотной втулкой 10 относительно
зубчатого кольца 12. Кулачковый вал 11 имеет четыре кулачка,
повернутых на 90 градусов один относительно другого, согласно
порядку работы цилиндров 1-3-4-2.
Рис. 5. Работа насосных секций ТНВД Д-245
1-ролик толкателя; 2-регулировочный болт толкателя с контргайкой; 3
- зубчатая рейка; 4- регулирующая винтовая кромка; 5-штуцер;
6-пружина;7-нагнетательный клапан; 8-втулка плунжера: 9- плунжер;
10-поворотная втулка; 11 - кулачковый вал; 12-зубчатое кольцо с
зажимным винтом
Начало впрыска каждой насосной секции ТНВД 4УТНИ Д-245 может быть
отрегулировано болтом 2, изменяя высоту толкателя кулачка. Частота
вращения вала топливного насоса в два раза меньше частоты вращения
коленчатого вала дизеля, следовательно, «заряд» топлива
впрыскивается в каждый цилиндр за два оборота коленчатого вала
дизеля. Зубчатая рейка 3 связана с регулятором скорости дизеля.
Сертифицированные дизельные двигатели, устанавливаемые на автомобили
ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко Д-245 оснащаются рядными
топливными насосами Моторпал PP4M10P (Чехия) или рядными топливными
насосами ЯЗДА (Россия).
Рис. 6. Рядный топливный насос ТНВД Моторпал для двигателя
Д-245
1-муфта опережения впрыска; 2 - подвод топлива к насосу: 3-пробка
выпуска воздуха; 4-головка топливного насоса; 5 - отвод топлива от
насоса; 6 - пневмокорректор; 7-подвод воздуха к пневмокорректору;
8-всережимный центробежный регулятор; 9 - рычаг останова дизеля:
10-рычаг управления; 11 - сливная пробка; 12-насос ручной прокачки
топлива; 13 - топливоподкачиваюший насос; 14 - переходная плита;
15-кулачковый вал топливного насоса; 16 - фланец со шпильками
Управление скоростными режимами ТНВД Моторпал дизеля Д-245
осуществляется рычагом всережимного центробежного регулятора 8 (рис.
6). Для останова дизеля (аварийного останова) предусмотрен отдельный
рычаг 9, воздействующий на рейку топливного насоса.
Автоматическая муфта опережения впрыска насоса ТНВД Моторпал Д-245
плавно поворачивает кулачковый вал при нарастании числа оборотов в
направлении вращения его привода и увеличивает угол опережения
впрыска для обеспечения более приемистой и экономичной работы дизеля
и улучшения его характеристики по мощности и крутящему моменту.
Насосная секция топливного насоса ТНВД
Моторпал РР4М10Р1
Корпус (рис. 7) насосной секции 9 снабжен в верхней части фланцем и
резьбовым гнездом для установки нагнетательного клапана 6 и штуцера
8 с уплотнительным кольцом 7. В средней части на втулке насосной
секции надет отражатель 4, предотвращающий воздействие топлива на
стенку корпуса насоса 12 при перепуске топлива в конце хода впрыска.
Рис.7. Насосная секция насоса Моторпал двигателя Д-245
автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
1 - толкатель; 2 - плунжер; 3 - топливосборная канавка плунжера; За
- регулирующая рейка; 4 - отражатель; 5- уплотнительное кольцо; 6 -
нагнетательный клапан; 7 - уплотнительное кольцо; 9 -корпус насосной
секции; 10 — обойма; 11 -верхняя тарелка пружины: 12 - корпус
топливного насоса; 13 – пружина; 14- нижняя тарелка пружины; 15 -
регулировочная прокладка
В нижней части втулки на шлицах напрессована обойма 10, которая
вместе с прокладкой, входящей своим усиком в отверстие обоймы,
скрепляет вместе верхнюю и нижнюю части насосной секции.
Нагнетательный клапан 6 равнообъемной конструкции насосной секции
ТНВД Д-245 Моторпал уплотняется двумя кольцами 5. Головка плунжера 2
насосной секции снабжена винтовой регулировочной канавкой,
сообщающейся с нагнетательной полостью посредством осевого и
радиального отверстий.
Топливо, просачивающееся через зазоры, улавливается в топливосборной
канавке плунжера 3 и отводится по радиальному каналу втулки в
дренажную полость корпуса топливного насоса, а затем поступает в
топливный бак или в полость впуска топливного насоса.
Форсунка двигателя Д-245
Форсунка двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081
Садко (рис. 8) предназначена для впрыска топлива в цилиндр дизеля,
обеспечивает необходимое распыление топлива и ограничивает начало и
конец подачи.
На дизелях Д-245 применяется форсунка ФДМ-22 закрытого типа с
пятидырчатым распылителем. Корпус форсунки имеет маркировку «171», а
корпус распылителя «17».
Рис. 8. Форсунка двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
1 - гайка распылителя; 2 - корпус форсунки; 3-прокладка; 4-штуцер; 5
- фильтр: 6-шайба; 7-колпак; 8-контргайки;9 -регулировочный винт;
10-пружина; 11-штанга; 12-игла распылителя; 13-штифт корпуса; 14 -
корпус распылителя; 15-обойма; 16 - прокладка
Топливо от соответствующей насосной секции топливного насоса ТНВД
подается к штуцеру 4 и далее через фильтр 5 и вертикальный канал в
полость между иглой распылителя 12 и корпусом 14.
Когда давление топлива, действующее на коническую поверхность иглы
12, превышает усилие пружины 10, игла поднимается и топливо
поступает к распыливающим отверстиям и впрыскивается в камеру
сгорания. Давление впрыска топлива регулируется с помощью винта 9.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Компоненты топливной системы двигателя Д-245
Система смазки и охлаждения дизельного двигателя Д-245
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307