______________________________________________________________________________
Система жидкостного охлаждения
дизельного двигателя Д-245
Система жидкостного охлаждения двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко (рис. 1) закрытая, с принудительной
циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса 14.
Температуру охлаждающей жидкости контролируют по указателю
температуры 11, снабженному контрольной лампой 13 аварийной
температуры. Датчик 12 температуры установлен в корпусе термостата.
Нормальная рабочая температура 75...95С.
Рис. 1. Система охлаждения двигателя Д-245 автомобилей
ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
1 - выхлопной патрубок; 2-сливные краны; 3-радиатор; 4- шторка; 5 -
пробка радиатора; 6 – вентилятор; 7-впускной патрубок; 8 –
термостат; 9 - рубашка охлаждающей жидкости; 10-маховичок управления
шторкой; 11- указатель температуры охлаждающей жидкости; 12-датчик
температуры охлаждающей жидкости; 13-контрольная лампа аварийной
температуры; 14-водяной насос; 15-датчик аварийной температуры
охлаждающей жидкости
Для ускорения прогрева дизеля Д-245 после пуска и автоматического
регулирования температуры при различных условиях служит термостат с
твердотельным наполнителем.
Водяной насос 14 и вентилятор 6 (четырех-лопастной или
шестилопастной ) приводятся одним или двумя клиновидными ремнями от
коленчатого вала дизеля.
Работа системы охлаждения двигателя Д-245 автомобилей
ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
При работе дизеля циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется
центробежным водяным насосом 14. При температуре свыше 80 °С
охлаждающая жидкость из рубашки поступает через открытый термостат в
верхний бак радиатора 3.
Опускаясь по трубкам сердцевины в нижний бак, жидкость отдает тепло
потоку воздуха, создаваемому вентилятором 6. Охлажденная жидкость из
нижнего бака забирается насосом и подается в рубашку блока цилиндров
9.
При температуре ниже +80 °С термостат автоматически направляет весь
поток непосредственно к насосу 14, минуя радиатор 3.
Термостат двигателя Д-245
Термостат Д-245 состоит из корпуса 3, чувствительного элемента с
твердотельным наполнителем 4, главного клапана 1 и вспомогательного
клапана 2. Термостат позволяет охлаждающей жидкости циркулировать
через радиатор только после достижения температуры охлаждающей
жидкости в рубашке дизеля (рис. 2).
При этом основной клапан 1 открывается, а вспомогательный клапан 2
закрывается, перекрывая поток жидкости через обводную магистраль.
При температуре ниже 85С (рис. 2.47, б) клапан 1 закрыт и поток
жидкости направляется к водяному насосу, минуя радиатор.
В корпус термостата Д-245 ввинчивается датчик сигнализатора
аварийной температуры охлаждающей жидкости.
Рис. 2. Работа термостата двигателя Д-245 автомобилей
ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
1 - основной клапан;2-вспомогательный клапан: 3 - корпус;
4-термосилововой датчик; 5-боковые окна
Водяной насос Д-245
Центробежный водяной насос двигателя Д-245 (ГАЗ-3309, ГАЗ-3308,
ГАЗ-33081 Садко) установлен спереди дизеля на одном валу с
вентилятором охлаждения. Насос приводится от коленчатого нала дизеля
с помощью клинового ремня н одноручьевого шкива 1.
Рис. 3. Водяной насос для дизеля Д-245
1- шарикоподшипник полузакрытый; 2-шкив; 3-сальник; 4-кольцо
упорное; 5 -кольцо уплотнительное; 6 -заглушка; 7-крыльчатка;
8-шайба уплотнительная; 9-сливное отверстие;10 - вал
Водяной насос дизелей Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308,
ГАЗ-33081 Садко с двухручьевым шкивом приводится двумя клиновыми
ремнями (рис. 3).
Охлаждающая жидкость из нижнего бачка радиатора двигателя Д-245 по
подводящему патрубку поступает к центру крыльчатки 4, отбрасывается
наружу и подается в водяную рубашку дизеля.
Зона охлаждающей жидкости отделена от подшипников специальным
механическим торцовым уплотнением 3. Вал 2 насоса установлен на двух
шарикоподшипниках, не требующих обслуживания. Утечки охлаждающей
жидкости сливаются через отверстие 7.
Радиатор автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко (рис. 4)
состоит из сердцевины 6, верхнего 8 и нижнего 2 баков и двух стоек
7. Верхний и нижний баки соединены с сердцевиной 6 болтами и
уплотнены резиновыми прокладками. Сердцевина радиатора состоит из
латунных трубок 5 овального сечения.
Для регулирования температурного режима перед радиатором Д-245
установлена шторка 4 из прорезиненной ткани. Верхний бак 8 имеет
заливную горловину, закрываемую пробкой. В нижний бак ввернут
сливной кран 3.
Рис. 4. Радиатор двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
1 - опора радиатора; 2-нижний бак; 3-сливной кран; 4 - шторка;
5-трубка сердцевины; 6- сердцевина; 7 - стойка; 8- верхний бак;
9-пробка
Когда давление в радиаторе дизеля Д-245 превышает допустимый предел,
открывается клапан сброса давления и предохранения радиатора от
повреждения. При падении давления ниже атмосферного открывается
вакуумный воздушный клапан 1 для выравнивания давления и
предохранения радиатора от деформирования.
Смазочная система двигателя Д-245
Система смазки двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308,
ГАЗ-33081 Садко комбинированная. Подшипники коленчатого и
распределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни
привода топливного насоса, механизм привода клапанов и подшипник
вала ротора турбокомпрессора смазываются под давлением. Гильзы,
поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки распределительного
вала смазываются разбрызгиванием.
Масло системы смазки Д-245 используется также для охлаждения поршней
с помощью четырех форсунок, установленных в блоке цилиндров.
Масляный насос двигателя автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081
Садко шестеренчатый, односекционный прикреплен к крышке 1-го
коренного подшипника. Насос подает масло из поддона 2 по каналам в
блоке цилиндров к центробежному масляному фильтру 9, где масло
очищается от механических примесей и продуктов сгорания.
Из фильтра 9 очищенное масло поступает в радиатор 4 для охлаждения и
к подшипнику вала ротора турбокомпрессора по отдельной внешней
маслоотводящей трубке. Из масляного радиатора масло поступает в
главную магистраль дизеля и далее к коренным подшипникам коленчатого
и распределительного валов.
От коренных подшипников по каналам в коленчатом вале ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко масло поступает к шатунным подшипникам. От
1-го коренного подшипника масло подается по каналам к втулкам
промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса и к
насосу.
От заднего подшипника распределительного ваза масло по каналам в
блоке, головке цилиндров, отверстию в 4-й стойке коромысел поступает
к деталям клапанного механизма (во внутреннюю полость оси коромысел,
через отверстие - к втулке коромысла и по каналу - к регулировочному
винту и штанге).
Из главной магистрали через отверстия в
блоке масло поступает к компрессору по отдельному внешнему
маслопроводу, откуда сливается в картер дизеля.
Масляный насос двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
Шестеренчатый масляный насос Д-245 (рис. 5) приводится от
коленчатого вала через шестерню привода 3. Насос состоит из
цилиндрических шестерен корпуса 5 и крышки 2.
Рис. 5. Масляный насос двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
1-ведомая шестерня насоса; 2-крышка; 3-шестерня привода; 4 - ведущая
шестерня насоса; 5 - корпус насоса; 6 – маслоприемник
После запуска дизеля Д-245 при вращении шестерен в противоположных
направлениях в полости всасывания создается разрежение. Масло
всасывается через маслоприемник 6, подается в полость нагнетания и
далее в систему смазки.
Центробежный масляный полнопроточный фильтр (ЦМФ) установлен с
правой стороны дизеля и имеет хороший доступ для обслуживания.
Ротор центробежного фильтра двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309,
ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко состоит из корпуса ротора и стакана. Он
монтируется на оси ротора и фиксируется гайкой.
Внутри стакана ротора установлены крыльчатка, сетка и полая ось,
ввинченная в корпус. В результате действия реактивных сил,
возникающих при вытекании масла из тангенциальных отверстий, в
корпусе ротор приводится во вращение.
Под действием центробежных сил посторонние частицы и продукты
старения масла отбрасываются на сетку и к стенкам стакана. Очищенное
масло по трубке поступает в главную магистраль системы смазки
двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко.
Предохранительный клапан служит для поддержания давления масла перед
ротором ЦМФ. равного 0,7 МПа (7 кгс/см). При превышении указанного
давления часть неочищенного масла сливается через клапан в картер
дизеля. Редукционный и предохранительный клапаны - нерегулируемые.
Сливной клапан отрегулирован на заводе на давление 0,25...0,35 МПа
(2,5... 3,5 кгс/см) и служит для поддержания требуемого давления в
главной магистрали дизеля. Избыточное масло сливается через клапан в
картер дизеля.
Редукционный клапан служит для перепуска холодного масла
непосредственно в магистраль дизеля, минуя масляный радиатор.
Масляный фильтр со сменным бумажным фильтрующим элементов. На
дизелях Д-245 вместо центробежного масляного фильтра ЦМФ можно
устанавливать фильтр 245-1017060 на чашке корпуса малогабаритного
автономного жидкостно-масляного теплообменника (ЖМТ).
В корпусе фильтра имеется регулируемый предохранительный клапан 15
для поддержания давления 0,25...0,35 МПа (2,5... 3,5 кгс/см) в
главной магистрали дизеля. Избыточное масло сливается в картер
дизеля.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Компоненты топливной системы двигателя Д-245
Система смазки и охлаждения дизельного двигателя Д-245
Изотермический фургон ГАЗ-3302 Газель
Грузовой фургон ГАЗ-3310 Валдай
Хлебный фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
Изотермический фургон на базе ГАЗ-3307
Бурильно-крановая машина УВБ-30 ГАЗ-3308
Бурильная машина БГМ-1М на базе ГАЗ-3308
Кран-манипулятор МКМ-70 ГАЗ-33081
Гидроманипулятор КМУ ГАЗ-33081/33086
Кран-манипулятор на базе ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Автогидроподъемник ТА-22 ГАЗ-3309
Автовышка ВИПО-18-01 на шасси ГАЗ-3309
Автогидроподъемник Валдай ГАЗ-33106
Ассенизатор КО-503В-2 ГАЗ-3309, ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-САЗ-2506 ГАЗ-33081
Самосвалы ГАЗ-САЗ-35072 ГАЗ-3309
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ-3307
Гидравлическое подъемное устройство ГАЗ-САЗ-3507
Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-2505 Валдай
Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-2504 ГАЗ-3309
Самосвал на шасси ГАЗ-3302 Газель
Топливозаправщик АТЗ-4.9 на базе ГАЗ-3309
Автоэвакуатор на базе ГАЗ-3307